По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музей и детский сад

К обсуждению темы мы пригласили двух авторитетных специалистов, которые давно и успешно занимаются ею, хотя рассматривают ее в разных ракурсах.

Об этом мы беседуем с М.В. Мацкевич, ведущим аналитиком Московского центра музейного развития, искусствоведом и арт-терапевтом, автором музейно-образовательных программ «Войди в мир искусства» и «Воспитание чувств» для воспитанников детских садов.

— Марина Владимировна, в своих теоретических работах и устных выступлениях вы неоднократно заявляли о том, что современный мир таит серьезные угрозы для развития детей. Как общение ребенка с миром музея может компенсировать эти угрозы?

— Действительно, сегодняшняя «среда обитания» связана с большими опасностями для ребенка. Нет, я не о педофилии и криминале. Городские дети лишены возможности ежедневно контактировать с природой. Народное искусство, которое прежде играло огромную роль в воспитании, все активнее вытесняется китчем. В условиях нарастания информационного потока окружающая среда перегружена продукцией массовой культуры, и возможности для приобретения ребенком непосредственного чувственного опыта при контактах с эстетическими объектами сужаются.

Не будем лукавить: само понятие «эстетический объект» в настоящее время размывается, поскольку покачнулась сама иерархия эстетических и нравственных ценностей в большом «взрослом мире». Мы становимся свидетелями, как необходимость раннего освоения компьютера при недостаточно сформированной сенсорной сфере ребенка в условиях ограничения контактов с миром природы грозит недоразвитием культуры чувств. Не только на бытовом уровне, но и в научных исследованиях отмечается своеобразная «эмоциональная глухота» так называемого поколения Z.

Музей же, причем любой типологии — литературный, исторический, мемориальный, естественно-научный, способен погрузить ребенка в особую атмосферу и при использовании адекватных образовательных методик и технологий разбудить в нем не только любопытство, но и творческие ресурсы. Особенно мне хотелось бы подчеркнуть роль художественных и историко-художественных музеев в этом процессе. Моя программа для пятилетних дошкольников так и называется — «Воспитание чувств». Музей воздействует «душеобразовательно». Формирование потребности в обращении к музею и навыков общения с подлинниками позволит ребенку в будущей взрослой жизни стать не только образованнее, но и… счастливее. Мне думается, что феномен «очереди на выставку Серова» лежит отчасти в тяге к такому восполнению и в мире взрослых.

Для Цитирования:
М.Ю. Юхневич, Музей и детский сад. Музей. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: