Основная задача статьи — описание трех зарубежных моделей взаимодействия музеев и образования, эффективность которых проверена временем. Первая модель, получившая распространение во многих европейских странах, предполагает сотрудничество музейных педагогов и учителей в разработке и апробировании образовательных программ для школьников. Примером этой модели может служить национальная программа, осуществленная с 1999 по 2002 год в Великобритании1. Она включала в себя 65 региональных проектов и была направлена на укрепление партнерских связей между музеями и школами. Разработанные музейно-образовательные программы позволили включить многие музеи в школьный образовательный процесс. Так, Совет музеев, архивов и библиотек Юго-Восточной Англии включил в работу над государственной программой более 100 школ, организовав более 60 стажировок учителей — в музеях, а музейным специалистам — в партнерских школах. В рамках проекта были разработаны инструменты анализа и оценки образовательной деятельности (и для музеев, и для школ) в реализации «права на культуру»2.
Второй из организационных моделей является частичное или полное объединение музейного и образовательного функционала «под одной крышей». Так, Центр по изучению античного наследия в Оксфорде3 (Великобритания) и Центр Генри Форда4 (США) создавались как музеи, поэтому просветительские и досуговые функции у них полностью интегрированы с исследовательскими и экспозиционными. Это позволяет их специалистам разрабатывать образовательные программы и работать над формированием исследовательских навыков школьников. Центр Генри Форда разработал около 220 инновационных образовательных программ по общественным и точным наукам, включающих сценарные планы уроков, методические материалы для учителей и учащихся, пособия для проведения экскурсий педагогами на территории Центра, программы летних скаутских лагерей, а также разнообразные видеоматериалы для учащихся по различным школьным дисциплинам: искусство и дизайн, бизнес и предпринимательство, экономика, география, история, математика, английский язык и пр.