В мае 2016 года при поддержке Фонда Владимира Потанина в Государственной Третьяковской галерее стартовал проект «Диалоги культурного лидерства». В рамках встреч, состоявшихся в рамках этого проекта, вновь обсуждалась роль культуры в сложном политическом мире и возможности тех, кто ее собой воплощает. Первым к разговору был приглашен генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Модератор дискуссии профессор НИУ ВШЭ Сергей Медведев сформулировал для обсуждения несколько важных вопросов: являются ли учреждения культуры лишь светлым «ковчегом» для хранения наследия посреди ужасов современности или их миссия сегодня гораздо шире; могут ли учреждения культуры действительно разрушать межкультурные барьеры в эпоху построения все новых и новых границ; какова сегодня, в условиях глобализации, разгула нового национализма и даже радикализма, роль национальных ценностей и национальной идентичности; действительно ли культура обладает универсальным языком для сближения народов? Ответы, которые дал на них В. Урин, касались, конечно, миссии и задач, которые решает театр. Но, как нам кажется, их можно экстраполировать и на другие учреждения культуры, прежде всего — музеи.
Создававшиеся в эпоху построения национальных государств, императорские театры и музеи, были самым ярким воплощением национальной идентичности. Какова их миссия сегодня? В. Урин считает так: прежде всего, «диалог со зрителем! <…> Мы хотим заставить его думать, сопереживать. Но стремление к какому-то политическому высказыванию в театре мне не близко. Мы занимаемся совсем другим. Политические иллюзии в опере, и тем более в балете, выглядят нелепо. В искусстве есть совсем другие возможности. Его сила в том, что эмоции, которые оно может вызвать у зрителя, абсолютно фантастические. Занимаясь сохранением исторического наследия и используя его для профессиональной подготовки молодежи, мы понимаем, что театр — это не только наследие, это то, что происходит сегодня и сейчас. Меняется один-два исполнителя, за пульт встает другой дирижер, приходит другой зритель, — и все меняется. Поэтому театру нужны и современные формы, ведь если между зрительным залом и сценой не возникает особая «химия», значит, нет театра! <…>