По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Муниципальная оптимизация — плюсов больше!

Какими будут экономические последствия нового закона о местном самоуправлении? Новая редакция отменяет местное самоуправление на уровне сельских и городских поселений, что нельзя назвать правильным. В континентальной Европе местное самоуправление — это как раз уровень небольших поселений, коммун. Если есть 5–10 тыс. человек, они уже организуются в отдельную коммуну. Но у этого закона есть и позитивная сторона. Местное самоуправление должно иметь экономическую самостоятельность, а без местного бюджета и налогового потенциала о какой самостоятельности мы можем говорить? Оптимизация количества муниципальных образований с учетом их реальной финансовой и налоговой базы — это положительный момент. Лучше создать один самостоятельный муниципалитет, чем распылять средства на десять небольших. Закон, может быть, и противоречит эталонам Европейской хартии местного самоуправления, но с точки зрения социально-экономической ситуации он, скорее, полезен, чем вреден.

Экономический кризис сказывается на российской бюджетной системе, и сильнее всего его могут почувствовать на местах: муниципальные власти и раньше жаловались на нехватку денег, а теперь им и вовсе придется затянуть пояса. О том, почему мэрам не обойтись без концессий и оптимизаций, какие налоги стоит перераспределить и как скажется на бюджетах новый закон о местном самоуправлении, «ФедералПресс» рассказала декан факультета экономики и менеджмента Уральского института управления РАНХиГС, доктор экономических наук Елена КАЧАНОВА.

— Елена Анатольевна, почему именно местные бюджеты сейчас находятся в зоне риска? Какие угрозы несет в себе ситуация неопределенности?

— Органы местного самоуправления — это третий уровень публичной власти в России, поэтому им всегда недостает финансовых ресурсов, которые по большей части консолидируются на федеральном и региональном уровнях. К тому же у муниципалитетов постоянно прибавляется расходных обязательств, так как в каждом новом федеральном законе есть дополнительные полномочия для органов местного самоуправления. К сожалению, финансов для их реализации иногда не хватает.

Муниципальных образований очень много: если региональных бюджетов у нас 89, то муниципальных — около 21 тысячи. Только в Свердловской области их 94. У них разные правовые статусы и разный уровень финансовой самостоятельности.

— Вы разделяете свердловские муниципалитеты на три категории. Какие из них наиболее устойчивы к кризису, а какие находятся в зоне риска?

— Наименее уязвимы муниципалитеты первой группы — это те, где есть градообразующие предприятия, составляющие экономический профиль Свердловской области. Это предприятия черной и цветной металлургии, горнодобывающей промышленности, военно-промышленного комплекса. К этой группе относятся, например, Нижний Тагил и Верхняя Салда — всем известные муниципалитеты со своими брендами.

Вторая группа, скажем так, промежуточная: там есть градообразующие предприятия, но они менее экономически рентабельны. Это уже небольшие городские округа. Муниципалитеты третьей группы расположены в основном на севере и востоке области: градообразующими организациями там, как правило, являются подведомственные учреждения, а бизнес сокращается в условиях экономической рецессии и санкций. В силу природно-географического расположения, демографии, экономики они менее финансово самостоятельны и рассчитывают в основном на финансовую поддержку из областного бюджета.

Для Цитирования:
Муниципальная оптимизация — плюсов больше!. Глава местной администрации. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала