По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Мультиплагиат и будущее российской науки

В.И. Левин доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Пензенский государственный технологический университет. E-mail: vilevin@mail.ru

Изложена суть мультиплагиата — нового изощрённого подхода к созданию научных произведений на основе неоформленного заимствования фрагментов текстов чужих произведений. Обозначены основные характерные черты этого подхода: многократное последовательное использование одного и того же чужого произведения в качестве исходного для продуцирования всё новых версий плагиат-произведений, замена в каждой новой версии названия, списка авторов и списка литературы, взимание с каждого автора версий платы в пользу инициатора проекта. Изложен алгоритм создания мультиплагиат-произведений.

Литература:

1. Рекомендации ЮНЕСКО «О статусе научно-исследовательских работников» (Париж, 20.11.1974 г.).

2. Декларация о науке и использовании научного знания (Будапешт, 02.07.1999 г.).

3. Сингапурское заявление о добросовестности в исследованиях (Сингапур, 15.07.2010 г.).

4. Декларация об этических принципах научной деятельности (Москва, 2012).

5. Диссернет. Список и объяснение признаков некорректной редакционной политики (http:// biblio.dissernet.org/prizn).

6. Левин В.И. Проблема плагиата в научно-образовательной и общественной жизни России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014, № 6. С. 111– 114.

7. Хаметов Р.Б. Расследование преступных нарушений авторских прав. Саратов, Изд-во Саратовской гос. академии права. 2002.

8. Духтина А.Е. Плагиат в научной сфере // Молодой учёный. 2016. № 7. С. 509–511.

9. Брагинская Н. Мафия и школа // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 3. С. 208–211.

10. Зенкин С. Специфика академического плагиата // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 3. С. 193–196.

11. Игнатович Е.В. Явление копи-паст в сфере научных публикаций о непрерывном образовании // Непрерывное образование: XXI век. 2017. № 3. С. 1–17.

12. Колесникова И.А. Академический гострайтинг — рынок имитации научно-образовательной активности // Непрерывное образование: XXI век. 2017. № 2. С. 1–22.

13. Левин В.И. Ещё раз о плагиате // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 3.

14. Левин В.И. Плагиат, его сущность и борьба с ним // Высшее образование в России. 2018. № 1.

15. Левин В.И. Публикациология: Научные публикации в норме и с нарушениями // В печати.

16. http://wiki.dissernet.org/wsave/xxivek_itogi_ proshlogo_i_problemy_nastoya schego_plus_2012_ 2_1publ.html

17. http://wiki.dissernet.org/wsave/xxivek_itogi_ proshlogo_i_problemy_nastoya schego_plus_2014_ 17_1publ.html

Наука всегда имела и сегодня имеет важное значение для человеческой цивилизации. Она определяет прогресс человечества, давая ему единственный шанс на решение стоящих перед ним сложных проблем: рост народонаселения, защита окружающей среды, борьба с терроризмом, недопущение войн. Поэтому большинство стран мира поддерживают развитие науки. Одна из важнейших сторон науки — публикация результатов научных исследований. Благодаря этим публикациям общество узнаёт о последних достижениях науки и новых возможностях, которые они открывают, а сами учёные — о возможных путях дальнейшего развития науки. Поддержание высокого уровня научных исследований и публикации их результатов — важная задача, в решении которой принимают участие учёные — авторы публикаций, издатели научных журналов, их читатели, а также научное сообщество в целом и государство. Практически указанный уровень поддерживается путём выработки и провозглашения норм (требований), которых должны придерживаться все участники научно-публикационного процесса [1–4]. Однако в реальности эти нормы время от времени нарушаются. В России такие нарушения происходят очень часто. Это создаёт серьёзную проблему для российского научного сообщества и государства [5–14].

Нормативные требования к участникам научно-публикационного процесса опираются на общие требования социально ответственного поведения этих участников, а также на аналогичные очевидные требования ко всем лицам и организациям, призванным способствовать этому процессу [5, 15]. Согласно этим требованиям учёные должны остерегаться возможных неблагоприятных последствий своей научной деятельности (социальных, гуманитарных, экологических), обеспечивать в своих публикациях понятность методологии и результатов своих исследований, содействовать своими публикациями распространению научных знаний на благо общества. Кроме того, учёные обязаны придерживаться безусловной интеллектуальной честности, то есть не допускать фабрикации научных данных, фальсификации результатов исследований, изменения или невключения полученных данных, плагиата (использования чужих результатов без указания автора и источника).

Для Цитирования:
В.И. Левин, Мультиплагиат и будущее российской науки. Ректор ВУЗа. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: