По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Можно ли научиться хорошему вкусу?

О вкусах не спорят. Это выражение уже давно стало устойчивым, а дискуссии на тему вкуса обычно заканчиваются афоризмами «каждому свое» или «живи и давай жить другим». В конце концов, одним нравится шелк, другим — ситец. Работы художника-абстракциониста для одного человека могут быть верхом эстетического удовольствия, а другого оставить совершенно равнодушным.

Тема поистине деликатная, поскольку декор и художественные предпочтения не субъективны. Социологи заметили, что социально-экономический статус человека сильно влияет на понятия элегантности и вкуса. Дома отражают окружающих нас людей так же, как и нас самих. Однако вне зависимости от социальной среды большинство из нас видят плохой вкус. Интуитивно, что-то просто не так. Исследователи выразили интересную мысль о том, что чем больше мы подвергаемся воздействию высокого искусства, тем больше оно нам нравится, в то время как некачественное искусство никогда по-настоящему не затрагивает душу.

Например, в исследовании, опубликованном в 2013 году в американском «Journal of Aesthetics», участники оценивали работы Томаса Кинкейда, чьи художественные репродукции украшают многие кабинеты врачей, и уважаемого английского художника-прерафаэлита Джона Эверетта Милле. Рейтинги Кинкейда были изначально низкими и продолжали постоянно понижаться, в то время как рейтинги Милле оставались на едином высоком уровне. Таким образом, при всей своей неоднозначности, вкус, по-видимому, можно измерить. Но как культивировать эстетическое суждение? Можно ли научиться находить красивые вещи?

Искусствовед Максвелл Л. Андерсон утверждает, что можно. По его словам, человеку не требуется специального обучения или рождения в изысканной среде, хотя это, безусловно, может заложить основу. «Оценка качества в искусстве или дизайне, — говорит Андерсон, — это умение, которое может развиваться у любого человека».

Мистер Андерсон, президент фонда «Souls Grown Deep», в прошлом директор нескольких ведущих американских музеев, в том числе музея Уитни, в своей книге «Инстинкт качества» (The Quality Instinct) рассказывает читателю, как директор музея находит предметы искусства. Любой может говорить о величии Марка Ротко или Василия Кандинского; постоянный поиск и оценка работ еще до того, как художник добивается общественного признания, является самым надежным испытанием. В течение пяти лет Андерсон занимался именно этим — председательствовал на самом влиятельном в США обзоре современного искусства: Биеннале Уитни. Такой метод применим и в жизни.

Для Цитирования:
Арина Сухачева, Можно ли научиться хорошему вкусу?. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: