Во многих источниках отмечается, что деловая игра является способом построения моделей различных условий в сфере профессиональной деятельности (включая экстремальные), эффективной методикой поиска креативных способов ее выполнения [6, с. 151–152]. Деловая игра воссоздает различные стороны активной деятельности человека и социума, их взаимодействия. Игру также можно назвать методом повышения эффективности обучения, так как она разрешает противоречия между абстрактностью учебного предмета и реальностью в существовании профессиональной деятельности. Т.В. Сизых относит мозговой штурм лишь к одному из этапов проведения деловых игр, а именно этапу групповой работы над заданием [6, с. 151–152]. С нашей точки зрения, это не совсем верно, так как мозговой штурм является вполне самостоятельной формой проведения деловых игр.
Использование деловых игр при обучении экономическим дисциплинам — это создание преподавателем условий, в которых студент сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. А.Н. Прошина относит метод мозгового штурма к интерактивным методам обучения и включает туда же ролевые, деловые игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов и др. [5, с. 287–290]. Также она выделяет его основные особенности.
Главным достоинством мозгового штурма можно назвать постановку целей развития творческого мышления, генерации как можно большего количества идей, включая абсурдные, шуточные и невыполнимые варианты, освобождение от инертности мышления участников, переход на новый уровень использования своих мыслительных способностей, избавление от косности мышления. Использование метода мозгового штурма должно позволить значительно увеличить эффективность процесса генерации новых идей в любой творческой и учебной группе.
К основным принципам и правилам этого метода, гарантирующим максимальную эффективность его применения, можно отнести запрет негативных комментариев, критики выдвинутых участниками идей, а также поощрение любых предложений, реплик, даже шуточных [3, с. 51]. С.Л. Марков отмечает, что наиболее широко используемым и эффективным способом генерации креативных идей, решений в управлении, в образовательных и бизнес-технологиях является именно метод мозгового штурма.