По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2411-03

Мотивирующие и демотивирующие факторы, влияющие на результаты профессиональной деятельности

Трунова-Федулеева Наталья Викторовна ассистент кафедры сестринского дела, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: trunova-feduleeva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9116-7804
Айзятова Елена Викторовна главная медицинская сестра, ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая больница № 1 им. В.А. Гройсмана», 445009, г. Тольятти, ул. Октябрьская, влд. 68, e-mail: elenava66@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1739-9260

Путь к эффективному управлению персоналом лежит через понимание мотивации. Зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему форм и методов управления персоналом. Для этого необходимо знать, как возникают или чем вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Цель. Выделить мотивирующие и демотивирующие факторы в работе сестринского персонала, влияющие на результаты их профессиональной деятельности. Результаты. Изучены потребности мотивационной сферы медицинских работников терапевтического отделения, выявлены стимулирующие факторы их трудовой деятельности, выявлены демотивирующие факторы в работе специалистов сестринского дела. Заключение. Качество оказания медицинской помощи, несомненно, зависит и от мотивационного фактора, который является мощнейшим «двигателем» для эффективного функционирования медицинской организации.

Литература:

1. Дуреева, Т. В. Мотивация как основной компонент профессиональной готовности /Т.В. Дуреева. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261); С. 352–356. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60155/

2. Золотых Н.В. Профессиональная мотивация /Н.В. Золотых, Т.Ю. Шевченко, А.Б. Сапаров // Central Asian Academic Journal of Scientific Research. — 2021. — № 3; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-motivatsiya

3. Кильмухаметова О. А. Особенности трудовой мотивации и удовлетворенности профессиональной деятельностью медицинских работников /О.А. Кильмухаметова, Н.В. Трунова-Федулеева //Медсестра. — 2023. — № 5; С. 42–62.

4. Соколова Е. В. Мотивирующие и демотивирующие факторы в профессиональной деятельности педагога /Е.В. Соколова //ЦИТИСЭ. — 2024. — № 2; C. 64–73.

1. Dureeva, T.V. Motivation as the main component of professional readiness /T.V. Dureeva. — Text: direct //Young scientist. — 2019. — No. 23 (261); pp. 352–356. — URL: https://moluch. ru/archive/261/60155/ (In Russian)

2. Zolotykh N.V. Professional motivation /N.V. Zolotykh, T.Yu. Shevchenko, A.B. Saparov //Central Asian Academic Journal of Scientific Research. — 2021. — No. 3; URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/professionalnaya-motivatsiya (In Russian)

3. Kilmukhametova O.A. Features of work motivation and satisfaction with professional activities of medical workers /O.A. Kilmukhametova, N.V. Trunova-Feduleeva //Nurse. — 2023. — No. 5; pp. 42–62. (In Russian)

4. Sokolova E.V. Motivating and demotivating factors in the professional activity of a teacher /E.V. Sokolova //CITISE. — 2024. — No. 2; pp. 64–73. (In Russian)

Мотивация является функцией потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки своей роли. Каждый работник трудится ради денежного вознаграждения, которое обеспечивает необходимые условия выживания, уверенность в будущем и комплекс поощрительных мер [1, 2, 3, 4].

Целью исследования является выделение мотивирующих и демотивирующих факторов в работе сестринского персонала, влияющих на результаты их профессиональной деятельности.

В исследовании применялись социологический метод (анкетирование) и статистический метод.

Исследовательская работа проводилась на базе Самарской областной клинической больницы № 2, в которой принимали участие 40 средних медицинских работников терапевтического отделения и ФАПов. Все респонденты имеют среднее профессиональное образование по специальностям «сестринское дело» (23 респондента (58 %) и «лечебное дело» (17 респондентов (42 %).

Возрастные категории респондентов представлены следующими группами: 15 респондентов (38 %) в возрасте до 29 лет; 18 респондентов (45 %) в возрасте от 30 до 39 лет; 6 респондентов (15 %) от 40 до 49 лет; 1 респондент (2 %) старше 50 лет.

Стаж трудовой деятельности у 16 респондентов (40 %) — до 5 лет; у 17 респондентов (43 %) — от 5 до 10 лет; у 4 респондентов (10 %) — от 11 до 15 лет; у 2 респондентов (5 %) — от 16 до 20 лет; у 1 респондента (2 %) — более 20 лет.

Более половины респондентов — 23 (57 %) — имеют категорию: вторую — 16 респондентов (40 %); первую — 6 респондентов (15 %), высшую — 1 респондент (2 %); 17 респондентов (43 %) не имеют никакой квалификационной категории.

Ведущим критерием при выборе профессии стали:

• мечта детства — подчеркнул 21 (53 %) опрошенный;

• компания для подруги — подчеркнули 7 (18 %) опрошенных;

• неудачное поступление в медицинский институт — подчеркнули 5 (12 %) опрошенных;

Для Цитирования:
Трунова-Федулеева Наталья Викторовна, Айзятова Елена Викторовна, Мотивирующие и демотивирующие факторы, влияющие на результаты профессиональной деятельности. Медсестра. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: