Мотивация является функцией потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки своей роли. Каждый работник трудится ради денежного вознаграждения, которое обеспечивает необходимые условия выживания, уверенность в будущем и комплекс поощрительных мер [1, 2, 3, 4].
Целью исследования является выделение мотивирующих и демотивирующих факторов в работе сестринского персонала, влияющих на результаты их профессиональной деятельности.
В исследовании применялись социологический метод (анкетирование) и статистический метод.
Исследовательская работа проводилась на базе Самарской областной клинической больницы № 2, в которой принимали участие 40 средних медицинских работников терапевтического отделения и ФАПов. Все респонденты имеют среднее профессиональное образование по специальностям «сестринское дело» (23 респондента (58 %) и «лечебное дело» (17 респондентов (42 %).
Возрастные категории респондентов представлены следующими группами: 15 респондентов (38 %) в возрасте до 29 лет; 18 респондентов (45 %) в возрасте от 30 до 39 лет; 6 респондентов (15 %) от 40 до 49 лет; 1 респондент (2 %) старше 50 лет.
Стаж трудовой деятельности у 16 респондентов (40 %) — до 5 лет; у 17 респондентов (43 %) — от 5 до 10 лет; у 4 респондентов (10 %) — от 11 до 15 лет; у 2 респондентов (5 %) — от 16 до 20 лет; у 1 респондента (2 %) — более 20 лет.
Более половины респондентов — 23 (57 %) — имеют категорию: вторую — 16 респондентов (40 %); первую — 6 респондентов (15 %), высшую — 1 респондент (2 %); 17 респондентов (43 %) не имеют никакой квалификационной категории.
Ведущим критерием при выборе профессии стали:
• мечта детства — подчеркнул 21 (53 %) опрошенный;
• компания для подруги — подчеркнули 7 (18 %) опрошенных;
• неудачное поступление в медицинский институт — подчеркнули 5 (12 %) опрошенных;