Для реализации качественной подготовки бакалавров, специалистов, магистров большое внимание нужно уделить мотивации, которая служит внутренней движущей силой профессионализации личности преподавателя, саморазвития и самореализации в профессиональнопедагогической сфере. Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов, средств побуждения к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования [5]. Мотивации имеются как у преподавателей (мотивация обучения, отношение к профессиональным обязанностям), так и у учащихся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация) [6].
В любой деятельности (в том числе инновационной), кроме внешних побудителей, существуют внутренние, имеющие различные функции. Внутренний (потребность, мотив) действует как побудитель в силу того, что означает наличие необходимости в осуществлении деятельности, а внешний (адекватные — предмет, средство или внешние условия) выступает в качестве побудителя потому, что означает наличие возможности ее осуществления (доступность желаемого продукта деятельности). При этом внутренний побудитель первичен, а внешние объекты побуждают лишь при условии наличия внутреннего побудителя. Можно сделать вывод, что всякая инновационная деятельность должна быть «прагматизированной».
Труд преподавателя — это производительный труд, относящийся к сфере духовного, интеллектуального производства. Это большая самостоятельная работа преподавателя, связанная с подготовкой к занятиям, с проектированием предстоящей деятельности и ее организацией. Содержание труда преподавателя определяется образовательными стандартами, основными образовательными программами, учебниками, материал которых должен быть соответствующим образом переработан и организован, чтобы стать достоянием студентов. Продуктом преподавательской деятельности являются: специалист, бакалавр, магистр — выпускник вуза, обладающий определенным уровнем компетенций и востребованный работодателями, а также сам образовательный процесс и такие его продукты, как учебно-методическое обеспечение и ноу-хау в методиках преподавания. Под компетенциями бакалавра/специалиста/магистра следует понимать обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способность человека реализовать на практике свою компетентность. Специфика преподавательского труда определяется сферой образования, воспитания, научного приложения имеющихся знаний, передачей теоретического и практического опыта обучающимся.