По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Мотивация совершенствования инновационной деятельности педагогических кадров

Выжигин Александр Юрьевич заведующий кафедрой информатики и математики АНО ВО «Московский гуманитарный университет», кандидат технических наук, доцент Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: vijigin_new2000@mail.ru

В данной работе целью исследования являются анализ мотивации и совершенствование инновационной деятельности педагогических кадров за счет внедрения в образовательный процесс разработанной балльно-рейтинговой системы оценки знаний. Автор доказывает, что профессиональная инновационная деятельность преподавателя будет более эффективной, если: рассматривается и осознается преподавателями как важнейшая составляющая профессиональной подготовки, обеспечивающая целенаправленную, мотивированную в совокупности выполняемых действий деятельность; организуется преподавателями в виде инновационного подхода, реализуемого через балльно-рейтинговую систему. Автор уточняет научное представление о сущности мотивации преподавателей; выявляет критерии мотивации научно-педагогических работников; предлагает инновационный метод, позволяющий мотивированно совершенствовать педагогическую деятельность на основе балльно-рейтинговой системы оценки знаний.

Литература:

1. Василенко О.Ю., Вельц Е.В. Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности. — URL: http://www.litsoch.ru/referats/ read/3421.

2. Выжигин А.Ю. Обобщенная методика рейтинговой оценки успеваемости студентов 1 курса для специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» по дневной форме обучения // Вестник Московской государственной академии приборостроения и информатики. — Вып. 9. — М., 2007. — С. 128–131.

3. Выжигин А.Ю., Щипин Ю.К. Некоторые аспекты по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в университете: ХI сб. науч. трудов / Под ред. А.П. Хныкина, А.Ю. Выжигина. — М.: МГУПИ, 2008.

4. Выжигин А.Ю., Щипин Ю.К. Пути повышения качества образовательного процесса и объективности его показателей в Московском гуманитарном университете в новых реалиях жизни общества // Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования: Сб. науч. ст. Кн. 1 // Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования» (14–15 апреля 2010 г., Москва, НИТУ «МИСиС»). — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», 2010. — 312 с.

5. Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. — М.: Академия естествознания, 2009.

6. Римская О.Н. Мотивация преподавателей вузов в системе менеджмента качества образования. — Томск, 2006.

Для реализации качественной подготовки бакалавров, специалистов, магистров большое внимание нужно уделить мотивации, которая служит внутренней движущей силой профессионализации личности преподавателя, саморазвития и самореализации в профессиональнопедагогической сфере. Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов, средств побуждения к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования [5]. Мотивации имеются как у преподавателей (мотивация обучения, отношение к профессиональным обязанностям), так и у учащихся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация) [6].

В любой деятельности (в том числе инновационной), кроме внешних побудителей, существуют внутренние, имеющие различные функции. Внутренний (потребность, мотив) действует как побудитель в силу того, что означает наличие необходимости в осуществлении деятельности, а внешний (адекватные — предмет, средство или внешние условия) выступает в качестве побудителя потому, что означает наличие возможности ее осуществления (доступность желаемого продукта деятельности). При этом внутренний побудитель первичен, а внешние объекты побуждают лишь при условии наличия внутреннего побудителя. Можно сделать вывод, что всякая инновационная деятельность должна быть «прагматизированной».

Труд преподавателя — это производительный труд, относящийся к сфере духовного, интеллектуального производства. Это большая самостоятельная работа преподавателя, связанная с подготовкой к занятиям, с проектированием предстоящей деятельности и ее организацией. Содержание труда преподавателя определяется образовательными стандартами, основными образовательными программами, учебниками, материал которых должен быть соответствующим образом переработан и организован, чтобы стать достоянием студентов. Продуктом преподавательской деятельности являются: специалист, бакалавр, магистр — выпускник вуза, обладающий определенным уровнем компетенций и востребованный работодателями, а также сам образовательный процесс и такие его продукты, как учебно-методическое обеспечение и ноу-хау в методиках преподавания. Под компетенциями бакалавра/специалиста/магистра следует понимать обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способность человека реализовать на практике свою компетентность. Специфика преподавательского труда определяется сферой образования, воспитания, научного приложения имеющихся знаний, передачей теоретического и практического опыта обучающимся.

Для Цитирования:
Выжигин Александр Юрьевич, Мотивация совершенствования инновационной деятельности педагогических кадров. Ученый совет. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: