По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 369.032.2

Мотивация работников государственной службы России: достижения и проблемы

Мясоедова Т. Г. д-р экон. наук, профессор, директор, Институт профессионального развития, БГОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева»
Усанова М. И. магистрант, БГОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева», e-mail: caremasha@yandex.ru

Проанализированы результаты исследований, посвященных мотивации государственных служащих Российской Федерации, в ретроспективе проведенных реформ госслужбы. Показано, что в результате реформ 2003–2005, 2009–2013 гг. решен ряд проблем, связанных с расширением перечня льгот для госслужащих, но не создана система адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов их работы.

Литература:

1. https://zakonbase.ru/content/ part/402904.

2. Акимов Л., Юферова Е. Сотрудники госслужбы — тоже персонал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.emd.ru/press/ publish/st14.php (дата обращения: 02.11.2018).

3. Реформы госслужбы в России: исследование муниципальных и государственных служащих [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://textarchive.ru/c1690933-pall.html (дата обращения: 21.11.2017).

4. https://zakonbase.ru/content/ part/591191.

5. Чернова Е. Повышение мотивации труда государственных служащих // Кадровик. Трудовое право для кадровика. — 2009. — № 3. — С. 42–47.

6. Васильева Е. И. Мотивация профессиональной деятельности государственных гражданских служащих. — Екатеринбург, 2010 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://avtoreferat. seluk.ru/at-sotsiologiya/190981-motivaciya-professionalnoydeyatelnosti-gosudarstvennihgrazhdansk ih-sluzhaschih.php (дата обращения: 02.01.2018).

7. Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 «О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 гг.)"» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant. ru/195051/#ixzz531O3EyL2 (дата обращения: 02.01.2018).

8. Рогожкин. Государственные служащие: особо ответственный труд — особая мотивация // Кадровик. — 2012. — № 11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hrportal.ru/article/gosudarstvennyesluzhashchie-osobo-otvetstvennyytrud-osobaya-motivaciya (дата обращения: 21.11.2017).

9. Результаты научно-методического обеспечения противодействия коррупции и мерах по его совершенствованию [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.izak.ru/img_content/ pdf/doklad_nauchno-metod._ obespechenie.pdf (дата обращения: 01.02.2018).

10. Борщевский Г. А. Реформирование государственной службы в России (2009–2013 гг.): промежуточные итоги и перспективы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vgmu.hse.ru/ data/2014/10/08/1100894617/Борщевский.pdf (дата обращения: 08.01.2018).

11. Статистика по профессиям и отраслям [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// kirov.rusplt.ru/index/srednyayazarplata-v-kirove-27944.html (дата обращения: 01.02.2018).

12. Льготы для госслужащих в России (2015) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// pravovedus.ru/practical-law/lgotyidlya-gossluzhashhih-v-rossii/# (дата обращения: 02.01.2018).

13. О численности и оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне за 2016 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.gks.ru/bgd/free/B04_03/ IssWWW.exe/Stg/d02/54-2016.htm (дата обращения: 01.02.2018).

14. Среднемесячная начисленная номинальная и реальная заработная плата работников организаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages.

15. Конкурс «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosmintrud. ru/ministry/programms/ gossluzhba/12 (дата обращения: 01.02.2018).

Основным предназначением государственной службы является служение обществу и гражданам страны, формирование сильного и эффективно функционирующего государства. По своему содержанию трудовая деятельность госслужащих направлена на реализацию общенациональных интересов, всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя. Такое предназначение накладывает существенный отпечаток на характер ее деятельности и подразумевает высокую степень ответственности должностных лиц за принимаемые решения, их осуществление, результаты и последствия.

С одной стороны, существует необходимость использования высокого интеллектуального и творческого потенциала работников госслужбы для решения многих стоящих перед нею управленческих задач, с другой — жесткая нормативная регламентация деятельности и трудовой дисциплины, не всегда объективное продвижение по карьерной лестнице, отсутствие связи размера вознаграждения и достигнутых результатов в работе, законодательные ограничения на возможность получения служащими дополнительных доходов помимо основного места работы. Такая двойственность приводила на протяжении многих лет к отсутствию заинтересованности в более результативной работе многих госслужащих среднего уровня, к коррупции — госслужащих высокого уровня.

В 2001 г. существовала лишь небольшая дифференциация в оплате труда госслужащих, а их труд был недооценен по сравнению с трудом руководителей и специалистов в негосударственном секторе экономики [1]. Уровень среднемесячной заработной платы государственных служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации был в 1,4 раза выше, чем уровень среднемесячной заработной платы государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. При этом оплата труда государственных служащих, замещающих соотносимые должности, была меньше по сравнению с негосударственным сектором для главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10–15 раз, для старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) — в 7–10, для менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) — в 3–7, для администраторов (исполнителей проектов) в 1,5–3 раза [2].

Для Цитирования:
Мясоедова Т. Г., Усанова М. И., Мотивация работников государственной службы России: достижения и проблемы. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: