По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.24 DOI:10.33920/pro-3-2025-04

Мотивация персонала: современные методы и эффективные практики

Лебедев А. И. МГТУ им. Н. Э. Баумана E-mail: alexsik-a@yandex.ru

В статье рассматриваются современные методы мотивации персонала, влияющие на повышение продуктивности и снижение текучести кадров. Анализируются ключевые инструменты, такие как премирование, геймификация, грейдирование, колесо жизненного баланса и персонализированные системы мотивации. В работе использованы реальные кейсы российских компаний, а также статистические и аналитические данные 2024– 2025-х годов. Автор делится опытом внедрения эффективных мотивационных систем в различных отраслях.

Литература:

1. SuperJob. Исследование удовлетворенности сотрудников, 2023–2024 гг. — https://www.superjob.ru/ pro/issledovaniya-i-analitika-rynka-truda/

2. hh.ru. Рынок труда в России за 2024 год. — https://hh.ru/article/32723

3. PwC. Аналитический отчет «Поймать волну или…», 2024. — https://www.pwc.com/kz/en/assets/ceosurvey-2024/ceo-survey-2024-rus.pdf

4. Deloitte. Аналитический отчет «Формируя образ будущего», 2024. — http://www2.deloitte.com/kz/ru/ pages/consumer-industrial-products/articles/navigating-the-future-of-work.html

5. McKinsey. Геймификация в управлении персоналом: тренды 2025 года. Доступ: https://www.mckinsey.com/ru/.pdf

6. Gartner. Исследование гибких графиков работы и продуктивности сотрудников, 2024. Доступ: https://www.gartner.com/

Статья поступила 13.03.2025 г.

Статья одобрена к публикации 17.03.2025 г.

Работая с собственниками бизнеса, часто приходится слышать: «Мы платим хорошие деньги, а люди все равно работают в полсилы!» Или еще хуже: «Мы ввели премии, но теперь сотрудники считают их частью зарплаты, и эффекта нет».

К сожалению, это реальность большинства компаний в России. Работодатели раздают премии и бонусы, но сотрудники остаются недовольны, а их эффективность не растет.

Почему так происходит? На самом деле все достаточно просто, мотивация — это не только деньги. Вопрос в том, как правильно выстроить систему, которая реально работает. Для подтверждения этих слов приведем статистические данные:

• Согласно исследованию SuperJob (2024) [1], 42% сотрудников недовольны системой премирования, а 30% вообще не видят смысла в своей работе, потому что никто не объясняет им, зачем они это делают.

• В 2024 году удержание сотрудников стало одной из главных проблем для российских компаний. По данным hh.ru [2], текучесть кадров в среднем выросла на 18% за последние два года, а в сферах продаж, логистики и IT — на 25–30%. Многие об этом не задумываются, но стоимость привлечения сотрудников порой превышает один месячный оклад, а значит, компании теряют не просто людей, а специалистов, в которых уже вложены время и деньги.

Это подтверждается и опытом работы автора с бизнес-структурами: если у людей нет четких ориентиров, целей, понятных инструментов выполнения задач, контрольных точек, системы отчетности, а общий уровень удовлетворенности низкий, то они и не будут стараться.

Важно понимать, что система мотивации с каждым годом становится все сложнее, и если 20 лет назад достаточно было дать чуть больше зарплату и пообещать прибавку, а 10 лет назад надо было просто поставить какие-то KPI (ключевые показатели эффективности) и дать за них надбавку, то сейчас этого мало. Люди работают не только за деньги — они работают за смысл, признание и перспективу, ценности, принципы. Если в компании это не настроено, можно раздавать премии, но вовлеченности не будет.

Для Цитирования:
Лебедев А. И., Мотивация персонала: современные методы и эффективные практики. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: