Вопросы мотивации издавна интересовали специалистов с целью понять, что движет людьми в той или иной ситуации, каковы истинные мотивы (глубинные причины) их поведения. И трудовая мотивация (мотивация персонала), направленная на повышение эффективности трудовой деятельности человека, всегда опиралась на эти исследования. Люди рассматривались и рассматриваются как основной ресурс любой организации, от которого зависит вся ее деятельность. Мне не очень нравится слово «ресурс», хотя специалисты очень часто его используют. Правильнее будет говорить, что персонал – это «человеческий капитал», который является главным активом предприятия.
Про мотивацию персонала, про управление мотивацией написано немало книг. В последнее время эта тема стала особенно актуальной. И это понятно. Тема очень горячая, проблем с персоналом много, работодатели хотят продуктивной работы и эффективной отдачи от своего персонала, которому платят, как они считают, немалые деньги. И мотивация персонала, похоже, становится решающим фактором эффективности работы любой организации. Специалистов по персоналу очень волнует эта тема, они без устали разрабатывают ее как золотоносную жилу, видя в ней решение ряда сложных принципиальных проблем с персоналом, видят на этом пути колоссальные перспективы.
Однако очень мало изданий уделяют внимание измерению и анализу мотивации – тем основным крупным самородкам, которые определяют качество и плодоносность данной золотоносной жилы. Управление мотивацией очень часто трактуется с чисто описательных позиций, используя те или иные характеристики состояния человека, наборы приемов и действий для изменения этого состояния. У многих людей возникает вопрос: а можно ли вообще измерять мотивацию в принципе? Это же что-то абстрактное, не поддающееся физическому измерению, это состояние души, внутренние желания и переживания, радости и горести, личные, часто потаенные от посторонних глаз суждения и оценки.
Но, оказывается, мотивацию измерять можно, к тому же очень эффективно, и более того, нужно. А если мы говорим об управлении мотивацией, то это вообще крайне необходимо. Как известно, управлять можно только тем, что ты можешь измерить. Это прописная истина. Об эффективном управлении без измерений результатов управления, без четкой обратной связи не может быть и речи.