По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2407-01

Мотив сочинительства в романе А. Зиновьева «Гомо советикус»: динамика развертывания и генерирующий эффект*

Пронин Александр Алексеевич Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, 010008, г. Астана, ул. Сатпаева, д. 2, E-mail: prozin1959@gmail.com, ORCID: 0000-000-8606-2867
Зиновьева Ксения Александровна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15, E-mail: xenia.zinoviev@hotmail.com

В работе анализируются оригинальные композиционно-сюжетные аспекты романа А. Зиновьева «Гомо советикус», среди которых особое место занимает мотив сочинительства. Динамика развертывания мотива рассматривается в контексте проблемы «автор-герой», во многом определяющей творческий метод писателя, жанровое своеобразие романа. Выявление характерных для интенциональности автора и героя-нарратора маркеров мотива сочинительства позволяет определить генерирующий эффект его использования в тексте как сюжетообразующего, дифференцировать ключевые линии повествования, обнаружить влияние мотива на иерархию системы персонажей романа. Полученные в результате анализа текста выводы позволяют представить мотив сочинительства в качестве инструмента постмодернистской эстетики, используемой автором-философом для осмысления реальности в художественной форме.

Литература:

1. Зиновьев А. Гомо советикус. Государственный жених. — М.: Канон+, РООИ, 2024. — 360 с.

2. Зиновьева О.М. Александр Зиновьев: творческий экстаз / В кн.: Феномен Зиновьева. — М.: Современные тетради, 2002. — С. 111–112.

3. Комовская Е.В. Композиционная особенность архитектоники романов А.А. Зиновьева // Интеллектология — Зиновьевские чтения [Электронный ресурс]. — URL: https:// intellectology.livejournal.com/155080.html (дата обращения: 08.06.2024).

4. Лосев Л.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1999. — 524 с.

5. Пономарев Е.Р. Homo postsoveticus. Творчество Александра Зиновьева вчера и сегодня // Звезда. — 1999. — № 7. — C. 185–192.

6. Тюпа В.И. Литература и тайна творчества // Вопросы литературы. — 2024 [Электронный ресурс]. — URL: https://voplit.ru/2024/06/06/literatura-i-tajna-tvorchestva/ (дата обращения: 08.06.2024).

1. Zinov’ev A. Gomo sovetikus. Gosudarstvennyi zhenikh. — M.: Kanon+, ROOI, 2024. — 360 s.

2. Zinov’eva O.M. Aleksandr Zinov’ev: tvorcheskii ekstaz. V kn.: Fenomen Zinov’eva. — M.: Sovremennyi tetradi, 2002. — S. 111–112.

3. Komovskaya E.V. Kompozitsionnaya osobennost’ arkhitektoniki romanov A.A. Zinov’eva // Intellektologiya — Zinov’evskie chteniya. URL: https://intellectology.livejournal.com/155080.html. Data obrashcheniya: 08.06.2024.

4. Losev L.F. Filosofiya. Mifologiya. Kul’tura. — M.: Politizdat, 1999. — 524 s.

5. Ponomarev E.R. Homo postsoveticus. Tvorchestvo Aleksandra Zinov’eva vchepa i segodnya // Zvezda. — 1999. — № 7.— S. 185–192.

6. Tyupa V.I. Literatura i taina tvorchestva // Voprosy literatury, 2024. URL: https://voplit.ru/2024/06/06/literatura-i-tajna-tvorchestva/. Data obrashcheniya: 08.06.2024.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-2801735, https://rscf.ru/project/23-28-01735/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.

Статья поступила 15.06.2024.

Литературное наследие Александра Александровича Зиновьева (1922–2006) настолько внушительно — десятки томов — и многообразно, что невольно возникает подозрение если не в графомании, то как минимум в уникальной тяге к сочинительству. Приняв последнее за исходное положение (не в оценочном плане, а в качестве реально проявившегося в творчестве А. Зиновьева качества его личности), мы попробуем соотнести этот тезис с текстом конкретного и, на наш взгляд, наиболее интересного в художественном отношении произведения автора — «Гомо советикус» (1982).

Вместе с «Зияющими высотами» (1976) и «Глобальным человейником» (1997) оно является частью своеобразной трилогии «социологических», как определял их жанровую природу сам автор, романов. Тексты этой трилогии воспринимаются обычно как единый, следующий условной платоновской традиции «научный трактат в литературной форме», где, по мнению Е.Р. Пономарева, «ценны высказанные мысли — сами по себе. Не важно, кто их произносит. Все это — мысли одного и того же автора, смотрящего на мир с разных точек зрения» [5, с. 185]. Безусловно, доля истины в подобной оценке есть, и с позиций оценки художественного совершенства все три произведения выглядят сегодня, когда их публицистическая актуальность исчерпана, что В.И. Тюпа относит к разряду «беллетристики» [6]. Тем не менее интересующий нас текст был и остается литературным произведением с оригинально выстроенной композиционно-художественной структурой, и посредством анализа текста в заявленном заголовком аспекте мы попробуем доказать, что «Гомо советикус» был актуальной на момент публикации манифестацией синтеза искусства и философии, традиционно присущего русской культуре.

Собственно, само обращение профессионального ученого-философа к оригинальному как по содержанию, так и по средствам выразительности художественному творчеству в известном смысле подтверждает истинность сформулированной в начале ХХ в. А.С. Глинкой1 максимы: «Русская художественная литература — вот истинная русская философия, самобытная, блестящая, философия в красках слова, сияющая радугой мыслей, облеченная в плоть и кровь живых образов художественного творчества» [4, с. 212]. Для советского ученого, коммуниста, фронтовика, которым был профессор МГУ А.А. Зиновьев и который пришел в зрелый период жизни к необходимости свободного мыслеизъявления, но не имел к тому в СССР легальных возможностей, переход от академического дискурса к художественному стал, соответственно, логически закономерным, хотя и непростым внутренним процессом: помимо естественных сложностей, характерных для авторов «потаенной» литературы, необходимо было найти нужные «краски», сотворить для «радуги мыслей» реальную «плоть и кровь» текста.

Для Цитирования:
Пронин Александр Алексеевич, Зиновьева Ксения Александровна, Мотив сочинительства в романе А. Зиновьева «Гомо советикус»: динамика развертывания и генерирующий эффект*. Вопросы культурологии. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: