По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Мост над временем

Галина Михайленко Керчь, Республика Крым

Международный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны», отметивший в 2018-м году свое 20-летие, затевался, прежде всего, как конкурс театров, приверженных античной теме. Сегодня большую роль в его организации играет Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, не только сохраняющий память о прошлом, но и открытый навстречу всему новому.

Керчь — город-герой с мужественным обликом защитника, строителя, моряка, рыбака после открытия мостового перехода на Кубань по праву называют «воротами Крыма». А еще он, официально признанный древнейшим городом России, заслужил название «столицы истории». Древние курганы, окольцевавшие Керчь, каменные летописи лапидария, склепы с сохранившимися фресками, сокровища Золотой кладовой, старинный храм Иоанна Предтечи, уцелевшие крепости не просто хранят тайны веков. Они постоянно напоминают о временах, когда люди были сродни титанам. Неудивительно, что именно в этом городе родился праздник античного искусства. Фестиваль «Боспорские агоны» буквально сошел с вершины Митридата по ступеням царственной лестницы.

Она сама как напоминание о первых генуэзских поселенцах, Митридате VI Евпаторе, ставшем жертвой предательства собственного сына, акванавтах Ясона, отправившихся в путь за золотым руном, мифических существах — грифонах, охраняющих город. Эти мифы и предания, прочитанные современными режиссерами, актерами, сценаристами, постановщиками церемоний открытия фестиваля, материализуются в череду незабываемых южных вечеров, наполненных музыкой, стихом, песнями и танцами.

Вот как рассказывает о рождении праздника автор идеи и организатор фестиваля, директор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяна Умрихина: «Меня часто спрашивают, как все начиналось? Что подтолкнуло в брошенный всеми город звать известных артистов, при полном невнимании к культуре тянуться к высоким образцам античного искусства?

Середина 90-х… Глухие беспросветные времена. Керчь напоминала послевоенную. Остовы известных некогда промышленных предприятий.

На центральной улице имени Ленина дома с просевшими крышами. Молодежь от безденежья, безработицы, беспробудного пьянства разбегается кто куда. Всенародные праздники отменили, на городские махнули рукой, выживайте, как можете. Из нас пытались вытравить коллективное «Мы помним…». Не получилось.

Да и разве можно было понять Киеву, под которым мы тогда жили, что Митридатская лестница — не просто карабкающиеся наверх ступени. Это лестница в небо, к колоннам древнего Пританея, к обелиску Славы, созданному освободителями Керчи из камней разрушенного Троицкого собора в августе 1944-го… Мы — потомки тех, кто в XIX веке сделал из Керчи лучший город Таврической губернии, мы — внуки победителей, мы — строители, поднявшие с российской подмогой Крымский мост над Керченским проливом. Нас всегда вела по жизни Деметра. Ей, богине плодородия, и всем, кто защищает наш город, посвящен фестиваль.

Для Цитирования:
Галина Михайленко, Мост над временем. Музей. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: