По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Московский трамвай

Почему трамвай носит именно такое название? Как этот вид общественного транспорта возник в Москве? Где были проложены первые маршруты и есть ли такие, которые функционируют до сих пор? Как события 1917 г. повлияли на этот общественный транспорт? Действительно ли до 1921 г. воспользоваться трамваем пассажиры могли только в теплое время года? Чьими именами названы большинство московских депо? Какие дополнительные функции выполняли трамвайные вагоны кроме основной? Где находились кладбища отслуживших трамваев? Кроме того — какие обстоятельства стали стимулом для дальнейшего развития этого транспорта? Об этом и не только читайте далее.

В июле 1872 г. начал действовать первый в Москве маршрут конки — прототипа трамвая, передвигающегося по рельсам за счет сил лошадей. Конка курсировала между Воскресенкой площадью (сейчас Площадь Революции) и Белорусским вокзалом, и основная задача ее была доставлять посетителей к только что открывшейся Политехнической выставке.

В то же время было организовано движение парового трамвая, называемого в обиходе «паровичок», между Белорусским вокзалом и Петровско-Разумовским. Со временем в Москве появились и другие маршруты конки. При этом более заметными стали отрицательные стороны нового общественного транспорта. Скорость конки составляла не более 8 км/ч, при этом вагон на лошадиной тяге отличался неповоротливостью и происшествия с участием пеших горожан и конок случались чаще, так как с наступлением темноты транспорт становился плохо заметным.

Тем временем в городах по всему миру начал появляться транспорт, использующий в качестве энергии электричество. Эта тенденция не обошла стороной и Москву, и в 1899 г. между Страстной площадью, Бутырской заставой и Петровским парком начали ходить трамваи на электроэнергии. При этом Москва была далеко не первым российским городом, имеющим новый транспорт. На тот момент электрические трамваи уже ездили в пяти городах и первым среди них был Киев, который мог похвастаться электрическим общественным транспортом еще в 1892 г.

Этот вид транспорта начал свое существование в 1881 г. в Германии, именно тогда был пущен первый в мире коммерческий маршрут. Но откуда у трамвая такое название? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но есть несколько вариантов объяснения, каждый из которых может быть действительным.

Первая версия говорит о происхождении слова «трамвай» от фамилии О'Трам, именно так звали бельгийца-инженера, привлеченного для строительства первых городских железных дорог в России. Но подтвердить или опровергнуть это объяснение сложно в связи с отсутствием доказательств.

Второй вариант ответа на этот вопрос заключается в толковании слова «трамвай» как дословный перевод английских слов «tram» — вагон и «way» - путь. Сегодня в Англии и странах, где андийский язык основной, этот транспорт называют просто «tram», а изначально первые прототипы трамваев на конной тяге назывались именно «tramway».

Для Цитирования:
Анна Куликова, Егор Воробьёв, Московский трамвай. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: