В режиме онлайн-конференции в форуме поучаствовали более 1000 педагогов и активистов школьных музеев из 85 субъектов Российской Федерации, представители экспертного сообщества, а также студенты ведущих вузов. Участников форума приветствовали официальные лица: Любимова Ольга Борисовна — руководитель Минкультуры РФ, Кравцов Сергей Сергеевич — руководитель Минпросвещения РФ, Мединский Владимир Ростиславович, помощник Президента Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества и другие.
Главным событием форума стал историко-образовательный музейный хакатон, на котором школьники командами по пять человек вместе с одним преподавателем придумывали и презентовали идею музея будущего, который им хотелось бы видеть в своем учреждении.
Мы взяли интервью у Юлии Марковны Кроль, работавшей экспертом с командами Северо-Кавказского федерального округа.
— В чем заключалась работа экспертов и модераторов?
— Передо мной, как перед экспертом, представляющим профессионалов в сфере музейного дела, стояла задача оказывать содержательную поддержку, модераторы — студенты профильных учреждений — консультировали по процедуре работы над проектами и осуществляли техническую поддержку команд. Совместно с ребятами и их наставниками мы создали проекты развития школьных музеев с учетом регио нальных особенностей, обсудили современные стандарты развития музейного пространства, выработали совместные позиции, направленные на повышение статуса и авторитета школьных музеев, представили опыт развития межрегионального сотрудничества, а также современные методы продвижения темы сохранения исторической памяти в медиапространстве.
— Как выбирали победителей хакатона?
— В голосовании принимали участие эксперты, модераторы и сами команды, единственное ограничение было у команд — они не могли голосовать за себя.
Жюри определило 8 команд-победителей — по одной из каждого федерального округа (выиграли представители Ханты-Мансийского автономного округа, Краснодарского края, Чеченской и Чувашской Республик, Тульской, Ленинградской и Еврейской автономной областей, а также из Республики Хакасия). Эти команды 20 ноября выступили на панельной дискуссии «Школьный музей будущего», рассказав о своем опыте всей России. Авторы лучших проектов станут участниками историко-патриотической смены в «Орленке», а работы победителей Музей Победы отправит в Фонд культурных инициатив. «Мы приняли решение весной 2022 года постараться вместе с победителями сформировать заявку в президентский Фонд культурных инициатив, чтобы все идеи, все фантазии были воплощены в жизнь. И у нас появились в федеральных округах пилотные, авангардные школьные музеи», — сказал Александр Школьник.