С появлением в Москве электрического трамвая общественный транспорт вышел на новый уровень. Началось постепенное вытеснение конно-железной городской дороги, когда вагон по рельсам тянула пара лошадей, погоняемая кучером. Однако поскольку невозможно в одночасье заменить весь вид транспорта, в городе можно было встретить конку, за которой был вынужден медленно плестись электрический трамвай. Конечно, вся его скорость сводилась на «нет», но всему свое время.
Действительно масштабный охват Москвы электротранспортом произошел 115 лет назад, в 1905 г. К этому времени была проделана колоссальная работа по совершенствованию общественного транспорта:
●построено несколько линий;
● увеличена продолжительность времени работы до полуночи;
● установлены фиксированные интервалы движения — 10–12 мин.
Для удобства горожан по всему городу установили более 100 электрочасов. Правда, стоит отметить, что в дневное время, трамваи с натяжкой соблюдали отведенные им временные промежутки перемещений между остановками. От пассажиров поступало большое количество жалоб по поводу того, что своего транспорта им приходится ждать более получаса.
Недовольство москвичей не ограничивалось несоблюдением интервалов в движении. Еще больше их волновало поведение других пассажиров в салоне трамвая, пол которого всегда усыпал мусор — фантики, огрызки, шелуха от семечек, окурки. Никто не убирал за собой. Раздраженные горожане обращались с жалобами к кондукторам. Однако «работники трамвайного вагона» никаких санкций к мусорящим не предпринимали, объясняя, что не уполномочены наказывать пассажиров, оплативших проезд.
При этом у кондукторов были свои «спасители». Если в трамвае происходило какое-либо нарушение, то кондуктор мог призвать на помощь городового. Чаще всего это касалось вопроса посадки в трамвай — большинство пассажиров привыкло к медленной езде конки и не могли избавиться от привычки запрыгивать в нее прямо на ходу. Таким же образом они пытались «попасть» и в трамвай. Но в таком случае кондукторы сразу звали городового.