Финансовая безопасность сельскохозяйственных организаций — важный аспект коммерческой и хозяйственной деятельности, залог успеха развития бизнеса в целом. Согласно отечественной статистике, доля организаций, пострадавших за последние два года от экономических преступлений, в России составила 60%, в среднем по миру — 37%. В России средний уровень мошенничества в сфере закупок составляет 52%, что также выше среднемировых значений — 29%. Весьма велики и манипулирование данными бухгалтерского учета и отчетности, мошенничество с финансовой информацией (25% — Россия, 22% — мир). По оценкам российских экономистов, практически каждая крупная сельскохозяйственная организация страдает от действий недобросовестных контрагентов [3; 7; 11].
Мошенники используют искаженную финансовую информацию как инструмент достижения желаемых результатов. Основные мотивы искажения финансовой информации контрагентами: необходимость соблюдения установленных критериев или договорных обязательств; коррупционный сговор сотрудников компании о получении незаконного вознаграждения от «потенциальных партнеров». Стоит отметить, что современное законодательство не обязывает организации проводить обязательную проверку контрагентов, однако, согласно постановлению Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — постановление № 53), налоговая выгода может быть признана необоснованной (незаконной), если будет доказано, что организация не проявила должную степень осторожности и осмотрительности при выборе контрагента [1]. Таким образом, чтобы сделка с контрагентом не была признана налоговыми органами сомнительной, сельскохозяйственная организация должна проявлять должную осмотрительность при выборе своих деловых партнеров.
В обзоре PwC (PricewaterhouseCoopers) отмечается: с точки зрения мошенничества этап выбора поставщиков считается наиболее рискованным, что подтверждают 71% респондентов. Особенно актуален данный вопрос для крупных сельскохозяйственных организаций с большими объемами сделок, стремящихся вывести свою продукцию на международный рынок, привлечь иностранных партнеров. Ущерб от сделок с недобросовестными контрагентами может проявляться в виде как финансовых, так и нефинансовых потерь: снижение деловой репутации и имиджа компании (17%), разрыв взаимоотношений с партнерами по бизнесу (17%), ухудшение морально-психологического климата в коллективе (31%). Тем более что самыми популярными методами реагирования на мошенничество в России являются прекращение деловых отношений с контрагентами (70% — Россия, 37% — мир) [3; 8]. Поэтому перед каждой успешной компанией стоит нелегкий выбор потенциального партнера — пристальная оценка степени надежности его финансово-хозяйственной деятельности.