По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Морские путешествия, подводные исследования и чудесные находки: Китай

Маргарита Окорокова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова:

Еще во II веке до н.э. китайцы активно покоряли морские просторы и были превосходными рыбаками, о чем свидетельствуют найденные артефакты и исследования ученых. Ключевое внимание отводилось развитию морских торговых путей. Из Поднебесной традиционно вывозили чай, пряности, шелк, жемчуг и фарфор, а ввозили европейские товары. Вся история этих длительных торговых отношений представлена в самом большом музее мореплавания в Китае, который одновременно является символом становления Шанхая как центра международного судоходства.

Литература:

1. Окороков А.В. Затонувшие корабли. Затопленные города. — М., 1996.

2. Окороков А.В. Сокровища на дне. — М., 2011.

3. Арапова Т. Фарфор и керамика Китая. — М., 2007.

Китайский морской музей, открытый в 2010 году в Шанхае, является единственным национальным морским музеем страны, учрежденным Государственным советом КНР и Министерством транспорта КНР совместно с муниципальным правительством Шанхая.

Трехэтажное здание музея поражает своей необычной архитектурной формой: образ стоящего на якоре парусного корабля символизирует «морское назначение» музея. К зданию ведет широкая парадная лестница, а с противоположной стороны оно примыкает к каналу, что также связывает его с водами Восточно-Китайского моря.

Огромную экспозицию внутри здания дополняют 6000 кв. м «Китай и мир: затонувшие корабли и экспортный фарфор. По маршруту «Шелкового пути» во внешнем пространстве.

Коллекция музея состоит более чем из 20 тысяч экспонатов, разделенных на шесть тематических групп.

Знакомство с музеем начинается в зале истории навигации, где представлены все этапы истории развития китайского судоходства с древнейших времен до наших дней. Здесь экспонируются карты, навигационные приборы, изобретенные в Китае, среди которых почетное место занимает компас, а также устройства и инструменты, использующиеся для развития технологии морского транспорта.

Затем следует зал кораблей, где представлены модели судов разных эпох, в том числе легендарные лодки-джонки — в Китае их было создано более 300 видов.

До недавнего времени специалисты обладали лишь незначительными знаниями о том, как строили корабли в древнем Китае. Данные черпались главным образом из историко-литературных свидетельств, рисунков, произведений живописи и дошедших до наших дней традиций китайского кораблестроения. И хотя иероглиф «фан», означающий «парус», появился еще до 1000 года до н.э., а тростниковые паруса описаны в текстах начала эпохи Хань (около III–II века до н.э.), у ученых не было веских доказательств использования китайцами паруса до 200 года.

Первый удар по устоявшемуся стереотипу представлений о китайском традиционном кораблестроении был нанесен в 1974 году, когда на берегу бухты Чуаньчжоу провинции Фуцзянь археологи обнаружили большое торговое судно времен Сунской династии. По габаритам оно могло соперничать с крупнейшими из извест ных европейских торговых судов того времени. Изучение элементов корпуса другого судна, погибшего у Шиымнани, показало, что оно схоже с остовом, обнаруженным в Чуаньчжоу. Это стало веским доказательством того, что в Китае существовала традиция морского судостроения, о которой ранее не подозревали.

Для Цитирования:
Маргарита Окорокова, Морские путешествия, подводные исследования и чудесные находки: Китай. Музей. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: