По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 298.9

Морфология религиозной общины и актуальные тенденции культуры: грядет ли новая религиозность?

Лебедев Владимир Юрьевич ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Россия, 170021, Тверь, ул. 2-я Грибоедова, 24. E-mail: holmez@yandex.ru
Безруков Андрей Львович ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Россия, 170021, Тверь, ул. 2-я Грибоедова, 24. E-mail: holmez@yandex.ru

В статье продолжается рассмотрение вопроса о формах современной религиозности в формате новых религиозных движений (НРД), и в новой для современной культуры форме неинституционализированных новых религиозных движений (ННРД). Рассматриваются конкретные группы ННРД, общие черты, объединяющие подобные движения, их этос и мировоззрение. Предлагается типология ННРД, основанная на разных точках зрения на их характерные черты.

Статья поступила 03.03.2018 г.

Литература:

1. Апология христианства перед буддизмом. // Миссионерско-апологетический проект «К истине» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.k-istine.ru/buddism/buddism_kuraev.html (Дата обращения: 02.10.2017).

2. Безруков А.Л., Лебедев В.Ю. Неоязычество. Возвращение в детство человеческой мысли // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. — Тверь: Тв. гос. ун-т, 2015. — С. 45–51.

3. Куренной В. Сила слабых связей: горожанин и право на одиночество // Горожанин: что мы знаем о жителе большого города? — М.: StrelkaPress, 2017. — С. 15–29.

4. Лебедев В.Ю., Безруков А.Л. К вопросу о религиозности в информационном обществе // Вопросы культурологии. — 2017. — № 12. —С. 64–71.

5. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Семиотика религиозных коммуникативных систем: дискурсы смыслов. / В.Ю. Лебедев, А.М. Прилуцкий. — М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 380 с.

6. Прилуцкий А.М. Семиотика религии. / А.М. Прилуцкий. — СПб.: Издательский дом «Инкери», 2007. — 218 с.

7. Эпштейн М.Н. Бедная религия. Минимальная религия // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под ред. Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н. — СПб.: Алетейя, 2003. — С. 29–32.

В нашей предыдущей статье [4] мы касались более общих проблем бытования в культуре новых религиозных движений (далее — НРД), сейчас же рассмотрению подлежит их относительно новая разновидность, в значительной степени обязанная своим существованием постсекулярной культуре и информационному обществу. Эту разновидность НРД мы обозначили как неинституализированную.

Неинституционализированные новые религиозные движения (далее —ННРД) очень разнообразны, не менее, а может и более, традиционных НРД. Один из ключевых признаков ННРД — условность групп данного типа, начиная с того, что между их членами могут отсутствовать не только контакты, но и знание друг о друге, а также жесткие структурные связи. Такая общность правомерно может быть названа условной. По мнению некоторых исследователей, условия современного города облегчают возникновение таких групп в противовес компактным и четко ограниченным сообществам [3]. Помимо анонимности, следующий признак — отсутствие традиционных форм социальной институционализации. У членов ННРД имеются общие, но часто примитивные и размытые взгляды на потусторонний и на посюсторонний мир, общий этос (склонности и моральные ценности группы). Институционализация может не только отсутствовать, но и не ощущаться как социальная потребность. Наконец, ННРД используют технологии информационной трансляции, характерные для информационного общества, начиная с поверхностных знаний и отсутствия привычки к верификации услышанного или прочитанного.

Мы осознаем, что социальная институционализация — сложный процесс, обретающий разные сценарии и дающий разные результаты. Общим для всех неинституционализированных сообществ с разного рода социокультурными религиозными доминантами и предпочтениями является религиозность нового типа, которую некоторые исследователи именуют «бедной религией», или «минимальной религией». Она образует базис и ту «питательную среду», из которой возникают частные формы НРД и особенно ННРД. Она выступает как «вера в Бога, лишенная признаков конкретного вероисповедания» [7, C. 30]. Утрату конфессионально выдержанного богословия В. Лебедев и А. Прилуцкий считают ярким признаком деконфессионализации, происходящей с современном обществе [5, C. 224–248]. Но в нашем случае дело этим не ограничивается. Такая религия базируется на религиозной идее, широко распространенной во всех слоях современного общества и находящей приверженцев в разных возрастных и этнических группах, и состоящей в том, что Бог един для всех (и, соответственно, различия религиозного опыта несущественны, равно как догматика и организационные принципы) и неважно, каким путем идти к нему. При этом часто добавляется метафора, что все дороги ведут к Богу, которую можно считать новой мифологемой, вытесняющей классические, кажущиеся малопонятными и устаревшими, теологемы (процесс трансформаций «мифологема — теологема» подробно рассмотрен А.М. Прилуцким [6, C. 93–105]. Кроме того, приверженцы «бедной религии» полагают (неосознанно возвращаясь к романтической и неоромантической концепции религии), что разные конкретные религии придуманы людьми, и поэтому соблюдение их предписаний необязательно. Отсюда следует, что посещение храмов, участие в религиозных ритуалах и таинствах не нужны; можно и посещать храмы разных религий и конфессий, создавая религиозную мозаичность. Характерно, что эта идея, будучи религиозной по сути своей, часто воспринимается как еще один постулат гуманизма новейшего времени. Таким образом, религиозность как бы «полустерта», допускает существенно разные толкования. Именно «бедная религия» в значительной мере формирует взгляды и праксис ННРД.

Для Цитирования:
Лебедев Владимир Юрьевич, Безруков Андрей Львович, Морфология религиозной общины и актуальные тенденции культуры: грядет ли новая религиозность?. Вопросы культурологии. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: