Каспийское море (озеро), площадь которого составляет около 380 тыс. км, является крупнейшим внутренним водоемом на Земле и отличается большим разнообразием биотопов. В него впадает около 130 рек [15]. Из-за большого диапазона солености в его водах могут обитать пресноводные, солоноватые, эвригалинные и гипергалинные виды [3]. В качестве основных объектов промысла следует отметить представителей сельдевых, осетровых, а также белорыбицу и миногу [1]. Однако в результате изменения климата и антропогенного воздействия за последнее десятилетие на территории анализируемого региона произошло резкое сокращение количества выловленной промысловой рыбы. В последние десятилетия отмечен рост загрязнения, браконьерства, разрушения среды обитания и чрезмерной эксплуатации водоема в целях добычи полезных ископаемых [7]. Многие промысловые виды подвержены угрозе перелова [8]. В настоящее время важным вопросом является восстановление численности ценных промысловых рыб, дефицит которых отрицательно сказывается на эффективности процесса регулирования количественного состава и продуктивности различных рыбоводных мероприятий, связанных с их искусственным воспроизводством [4]. Такая ситуация обусловливает целесообразность и необходимость осуществления экоморфогистологических и физиологических исследований влияния окружающей среды на репродукцию ценных промысловых видов рыб.
Репродуктивный статус отдельных рыб, определяемый во время исследований, обычно основан на макроскопическом внешнем виде гонад. Наблюдения за гонадами рыб, которые считались аномальными, включают бесплодие, интерсекс, наличие фолликулярных кист, а также гонады половозрелых рыб, пропускающих сезон нереста. Хотя пропуск нереста почти наверняка является более редким средством регулирования репродуктивных вложений отдельных рыб, чем снижение плодовитости посредством атрезии, тем не менее было продемонстрировано, что он широко распространен среди рыб Каспия [13].
В ихтиологических исследованиях последних лет большое место занимает изучение резорбции ооцитов у карповых [5; 17], ерша и окуня [9], сибирского осетра [2]. У рыб Аракумских водоемов исследования данной тематики на протяжении многих лет проводятся М.М. Шихшабековым и соавт. [12]. Было установлено, что реабсорбирующие непродуктивные рыбы — это зрелые особи, у которых развитие ооцитов начинается, но прерывается до завершения вителлогенеза, и все развивающиеся ооциты впоследствии реабсорбируются посредством атрезии фолликулов. Считается, что атретические фолликулы у рыб функционируют недолго, и поэтому их постоянный запас в яичнике в любой момент времени может быть небольшим по сравнению с общим количеством фолликулов, которые реабсорбируются в течение длительного периода. Вероятно, атрезия будет продолжаться со скоростью, которая в конечном итоге приведет к резорбции всех вторичных ооцитов роста. Предполагается, что в условиях нереста атрезия фолликулов короче у видов с полным нерестом, чем у рыб с частичным нерестом, и что она не оказывает видимого вредного воздействия на индуцированное воспроизводство в последующем цикле, но эти данные нуждаются в дальнейшем подтверждении [16].