При возведении большепролетных покрытий, как и многих других многоэлементных систем, неизбежно возникают и накапливаются отклонения. Возникновение и накопление отклонений в металлических конструкциях приводит к изменению их монтажного и эксплуатационного напряженно-деформированного состояния (НДС). Изменение НДС при наличии отклонений, как правило, снижает несущую способность, живучесть и собираемость покрытия.
Результаты исследований многих авторов, посвященных отклонениям, свидетельствуют, что отклонения действительно снижают несущую способность металлических конструкций. Множество работ посвящено изучению влияния погнутости стержней на НДС стержневых металлоконструкций, к примеру, работа М. Д. Корчака [13]. Во многих работах, посвященных несовершенствам металлоконструкций, исследовалось влияние отклонения длины стержней от проектных размеров на состояние конструкций — работы Г. Н. Колесникова [11], Е. В. Лебедя и его учеников [14–21], А. М. Белостоцкого, А. С. Павлова [3; 22].
Исследованием отклонений в многоэтажных зданиях занимались Н. И. Ватин [7], Д. В. Конин [12]. В работах отмечено, что отклонения приводят к снижению несущей способности стержневых конструкций. На кафедре технологии ракетно-космического машиностроения Л. А. Кашуба, В. А. Тарасов, С. В. Исаев занимаются вопросами отклонений формы элементов радиотелескопов, оболочек ракет [10], в результате, например, С. В. Исаев разработал методику расчета пространственной размерной цепи. Расчет точности с использованием современных программных комплексов — с помощью Solid Works рассмотрен А. А. Алямовским [2].
Многие ученые предлагают для борьбы с отклонениями создавать управляемые конструкции — работы В. И. Буякаса, А. С. Гвамичавы [6; 8]. Примеры систем управления поведением строительных конструкций есть в сейсмостойком строительстве [9], в целом такие системы могут быть примером управления отклонениями в металлических конструкциях. L. Gaul [24], A. Kaveh [25], H. M. Kim [26], Kohtaro Matsumoto [27], Ömer Keleşoğlu [28], A. Preumont [29], Tokunbo Ogunfunmi [30] предлагают для борьбы с отклонениями создавать конструкции semi-active — конструкции «полуактивного управления».