Российский банковский сектор продолжает испытывать кризисные времена в 2019 г. На данный момент банковская система Российской Федерации подвержена некоторым изменениям. Изменения коснулись не только услуг, предлагаемых банками, но и государственного регулирования ее структуры.
Ключевыми тенденциями в ее развитии за последние 9 лет является то, что на фоне укрепления позиций самых больших банков сократилось и количество других кредитных организаций.
Согласно последним данным, в 2018 г. доля государства в банковской системе увеличилась до 70 % по сравнению с 63 % в начале 2017 г. Эта доля была самой высокой среди всех отраслей рынка в России (66 % в нефтегазовой). За год количество действующих организаций сократилось на 14 %, что значительно больше, чем в 2017г. (–10%). На рисунке1 представлен график, на котором видно, что банков стало вдвое меньше: с 1058 (на 1 января 2010 г.) до 473 (на 1 апреля 2019 г.). На начало этого года зафиксировали 484 банков. По данным на 1 сентября 2019 г., в банковском секторе России существует всего 455 кредитных организаций, что говорит о том, что всего за 9 месяцев 2019 г. их количество сократилось на 29 единиц.
Согласно официальной статистике Банка России, по состоянию на 1 января 2018 г. в России действовала 561 кредитная организация. В то же время на 1 декабря 2018 г. осталось 490 кредитных организаций. Таким образом, более 70 кредитных организаций потеряли свои лицензии в 2018 г. Самым крупным случаем стал отзыв лицензии банка ОФК в марте (активы 51 млрд руб., 103-е место в банковской системе по активам от 1марта 2018 г.).
При этом количество действующих банков сокращается не только из-за требований к лицензии, но и из-за различных сделок по приобретению и слиянию банков, а также из-за закрытия по инициативе владельцев. Причем последнее происходит как из-за ужесточения требований к деятельности и постоянного надзора, так и изза невозможности конкурировать с более крупными банками. Например, 335 банков было закрыто с 2010 по 2018 г., а реструктуризации были подвергнуты 103 кредитных организации, которые в итоге присоединились к другим банкам. До тех пор пока крупнейшие банки не будут реабилитированы методом приватизации, доля государственного вмешательства будет иметь тенденцию к дальнейшему увеличению, хотя этот рост будет не таким значительным, как в 2017 г. С одной стороны, рост участия правительства в банковской системе наряду с резким сокращением числа крупных частных российских банков может привести к изменению характера и качества конкуренции: крупнейшие государственные банки будут все больше и больше конкурировать друг с другом. В дополнение к вышесказанному можно выделить тенденцию чистки банковского сектора, которая продолжается очень быстрыми темпами. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135 ФЗ «О защите конкуренции» определяет институциональную и нормативную базу для защиты конкуренции, включая предотвращение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в финансовом секторе.