Забыв на время об античном «цементикуме», появившемся до Рождества Христова, Ле Корбюзье предсказал железобетону преимущества в использовании перед другими строительными материалами на длительный исторический период: «Современность принесла нам железобетон. Это необычайная удача. Мы получили возможность полностью удовлетворить как требования эстетики, так и требования экономики».
С начала 30-х годов прошлого века в СССР сборный железобетон постепенно стал вытеснять монолитный, а с середины 1950-х годов сборные железобетонные конструкции уже господствовали в жилищном строительстве.
Это объяснялось постоянно развивавшейся производственно-технической базой заводов ЖБК и ЖБИ, возможностью круглогодичной поставки железобетонных конструкций с гарантированными физико-механическими характеристиками, что особенно важно для производства строительно-монтажных работ в суровых климатических условиях.
В промышленном строительстве конкурировали сборный железобетон, металлические конструкции и здания с неполным каркасом. Конкуренция между сборным железобетоном и металлоконструкциями сохраняется и сегодня.
Лишь в последние 20–25 лет домостроение в нашей стране стало широко применять монолит. Это объясняется желанием архитекторов и строителей использовать материал, позволяющий разнообразить внешний вид городов, предлагать гражданам жилье с оригинальной планировкой. Сейчас в России ежегодное использование монолитного бетона и железобетона не превышает и 0,3–0,4 м3 на человека. Аналогичные показатели в других странах значительно выше: в Японии — 1,2–1,4 м3 , США — 0,7–1,0, Германии — 0,8–1,1, Италии — 1,1–1,3, Израиле — 2,0–2,3 м3. Положительная сторона такого сравнения — колоссальные перспективы применения монолитного бетона и железобетона в России.
Несомненным преимуществом монолитного домостроения по сравнению со сборным являются следующие возможности:
— создание принципиально новых индивидуальных решений внешнего облика зданий, что может сделать эти здания архитектурными доминантами, вызывающими интерес и положительные эмоции;