Основными источниками диагностической информации, характеризующими текущее техническое состояние, для механизмов роторного типа (турбины, турбокомпрессоры, генераторы и т. д.) являются сигналы вибрации. Обусловлено это тем, что вибрация несет в себе информацию о состоянии как механизма в целом, так и его отдельных кинематических связей, узлов и деталей. При проведении анализа вибросигналов можно получить достоверную информацию практически по любому дефекту монтажа, изготовления или износа.
Контроль вибрационных параметров в полном объеме включает:
• субъективную оценку состояния агрегата (оценка обслуживающим персоналом зрительно по внешнему виду при помощи слуха, зрения, осязания);
• мониторинг агрегата (измерение вибрации и сравнение полученных значений с предельными);
• анализ состояния агрегата (аналитическое измерение вибрации, контроль предельных значений многих параметров);
• диагностику состояния агрегата с выдачей рекомендаций по его эксплуатации.
Мониторинг является основным звеном виброконтроля, от которого зависит правильная постановка вибрационных измерений на агрегате и достоверность результатов последующего анализа.
Мониторинг — это непрерывный контроль состояния агрегата, проводящийся первичными средствами измерения, установленными в так называемых критических точках агрегата, характеризующих его механическую надежность — подшипники или места вблизи них, валы, места соединений элементов конструкции агрегата и т. д.
Мониторинг включает:
• Контроль абсолютной (корпусной) вибрации (подшипники, вал, элементы конструкции);
• Контроль относительной вибрации (вал).
Наиболее характерные вибрации, описывающие состояние машины, проявляются на подшипниках. Абсолютные вибрации подшипников — это быстрое движение рабочей трущейся поверхности подшипников и корпуса подшипника по отношению к неподвижной опорной точке в пространстве. Они измеряются на корпусе подшипника в горизонтальном, вертикальном и при необходимости в аксиальном направлении с помощью пьезоэлектрических акселерометров, преобразующих механическое движение объекта в электрический сигнал, прямо пропорциональный измеряемому ускорению. Датчики такого типа устанавливаются непосредственно на корпусе агрегата, что удобно, т. к. установку можно произвести быстро.