По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Мониторинг побочных продуктов дезинфекции в питьевой воде

Василий Бойчук директор, компания «Идеалаб»

Хлорирование воды используют для устранения потенциально вредных бактерий. В таком процессе образуются нежелательные побочные продукты, например, такие как галогенированные уксусные кислоты, которые вредны сами по себе. Необходимо проводить их мониторинг в питьевой воде, что является процедурой довольно трудоемкой и сложной. Данная статья предлагает взглянуть на возможность автоматизации и повышения эффективности мониторинга галогенированных уксусных кислот.

При дезинфекции питьевой воды, уничтожая патогенные микроорганизмы, хлорсодержащие агенты могут реагировать с другими взвешенными и растворенными веществами, что приводит к образованию нежелательных побочных продуктов (НПП). Всего на сегодняшний день определено более 600 НПП, и концентрации некоторых из них нужно контролировать, поскольку они признаны вредными для здоровья.

Этот перечень НПП содержит тригалометаны (ТГМ), из которых хлороформ признан наиболее распространенным компонентом в этом классе. Другой вредный класс — это галогеннированные уксусные кислоты (ГУК). Оба эти классы классифицируются как «вероятно канцерогенные», и необходимо регулярно проводить мониторинг питьевой воды на их содержание. Максимально допустимая концентрация суммы ТГМ в питьевой воде в США и ЕС составляет 0,08 мг/л. Также регламентируются ГУК (сумма пяти компонентов) на уровне не более 0,06 мг/л. Риски нанесения ущерба здоровью от НПП в питьевой воде могут быть ничтожно малы по сравнению с рисками попадания патогенных бактерий, тем не менее, из-за канцерогенных свойств ТГМ и ГУК необходимо контролировать регулярно как в питьевой воде, так и в бассейнах, поскольку в человеческом организме находили аномальное повышение содержания ГУК после купания в хлорированной воде.

В мировой практике определения ГУК эталонным считается EPA метод 552.3, который основан на использовании экстракции МТБЭ с последующей дериватизацией и анализом на ГХ-ЭЗД. Этот процесс является слишком сложным и требует использования большого количества органических растворителей. Ручная пробоподготовка не позволяет провести более 8–9 определений в день, даже опытным специалистам. Данный метод можно автоматизировать и миниатюризировать, используя многозадачный пробоотборник GERSTEL MPS для экстракции и дериватизации с последующим анализом на ГХ-МС вместо ГХ-ЭЗД. Такой подход позволяет значительно повысить эффективность определения и ТГМ и ГУК. Метод 552.3 предполагает проводить многоэтапную пробоподготовку с рядом химико-физических техник, которые довольно продолжительные во времени. Использование MPS позволяет значительно сократить необходимое время за счет того, что пока проходит ГХ-МС анализ образца, MPS параллельно проводит пробоподготовку следующего образца. Практика показала, что система может проводить анализ 32 образцов в день, следуя методу EPA 552.3, и требует только 1 ч внимания оператора для загрузки образцов. Еще одним преимуществом является то, что используется значительно меньшее количество растворителей. Возможности метода более чем убедительны — пределы определения составляют 1 ppb с линейностью до 50 ppb и СКО 3,2% для всех пяти нормируемых ГУК.

Для Цитирования:
Василий Бойчук, Мониторинг побочных продуктов дезинфекции в питьевой воде. Водоочистка. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: