Несмотря на тот факт, что Россия является крупнейшим обладателем земельных ресурсов, а также входит в первую пятерку стран планеты по площади пашни на душу населения (1,07 га), в несколько раз превосходя среднемировой показатель, эффективность ее землепользования невероятно низка: согласно статистике, в расчете на 1 га пашни в России производится продукции сельского хозяйства почти в 32 раза меньше, чем в Нидерландах, в 10 раз меньше, чем в ФРГ, и в 2,4 раза меньше, чем в США [3].
Одной из ключевых причин столь плачевной статистики является проблема неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, истоки которой базируются в моменте начала периода активных земельных преобразований на территории РФ — в 90е гг. XX в. Большая часть вышеупомянутых земель до сих пор является неиспользуемой в силу различных экономических, социальных, природных и юридических факторов.
Так, по данным Росреестра, за организациями и гражданами числится 193,2 млн га сельскохозяйственных угодий, при этом всего в России 222 млн га таких земель. Получается, что не используется из них почти 100 млн га. Согласно расчетам сельскохозяйственной переписи 2016 г., за сельскохозяйственными предприятиями, которые нашли переписчики, числится 142,7 млн га, из них не используется 17,7 млн га [2]. В большинстве случаев это участки, оставленные в силу естественных причин, в том числе большие массивы пастбищ пустеют из-за сокращения поголовья скота (по данным, опубликованным РБК в феврале 2020 г., поголовье крупного рогатого скота в стране с 2013 по 2018 г. сократилось почти на 6%).
Белгородская область не является исключением из регионов Российской Федерации по отношению к вопросу неиспользуемых земель, хотя, по показателям агропромышленного комплекса, обладая чуть более 1% общероссийской площади пашни и примерно такой же долей населения, регион производит более 4,6% валовой сельскохозяйственной продукции РФ.
Белгородская область расположена в центре европейской территории России, на южных и юго-восточных склонах Среднерусской возвышенности, входит в состав Центрально-Черноземного экономического района (ЦЧР) и Центрального федерального округа Российской Федерации (рис. 1). В Белгородской области проживает 1547,4 тыс. человек, в том числе городского населения — 1043,8 тыс. человек (67,3%), сельского — 503,6 тыс. человек (33,9%).