По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338, ББК 65.05, ВАК 08.00.05 DOI:10.33920/sel-11-2104-05

Мониторинг как одна из форм контроля за получателями средств бюджета

Яковенко Дмитрий Анатольевич заместитель директора Бюджетного департамента — внутренний аудитор Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, 119121, г. Москва, ул. Бурденко, д. 14, Е-mail: cafmo@yandex.ru

Ведомственный контроль является составной частью системы финансового менеджмента. Совершенствование системы финансового менеджмента — системы управления государственными (общественными) финансами неизбежно ставит задачу совершенствования системы ведомственного контроля. Переход на систему формирования и расходования бюджета по программно-целевому принципу поставил перед ведомственным контролем задачу осуществления системного контроля за достижением показателей результативности. А особенности порядка формирования, исполнения и отчетов об исполнении целевых показателей привели к выработке особенностей осуществления процедур мониторинга и контроля, выходящих за понятие финансового контроля. Предложена система многоуровневого контроля, включающая в себя мониторинг достижения натуральных показателей, выработан алгоритм проведения мониторинга.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 664 «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока».

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2017 № 121н «Об утверждении Типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением».

5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2018 № 118н «Об утверждении Типовой формы договора (соглашения) о предоставлении субсидии из федерального бюджета юридическому лицу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанного юридического лица, и (или) на приобретение им объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставного капитала такого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации».

6. Приказ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 30.10.2017 № 319 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга реализации инвестиционных проектов, которым предоставляется субсидия на строительство и (или) реконструкцию объектов внешней инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и (или) газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям».

7. Приказ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 29.12.2018 № 254 «Об утверждении Положения об Инвестиционном департаменте Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока».

8. Приказ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 25.04.2019 № 71 «О порядке осуществления Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока мониторинга реализации прошедших отбор инвестиционных проектов».

9. Приказ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 10.02.2020 № 16 «Об утверждении Порядка осуществления Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и иных форм поддержки за счет средств федерального бюджета».

10. Приказ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 17.12.2020 № 210 «Об утверждении Положения о Департаменте строительства Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики».

11. Яковенко Д.А. Контроль за эффективным использованием бюджетных ресурсов в федеральных органах исполнительной власти / Серия: Административная и бюджетная реформы на современном этапе. Вып. 9. — Самара: Национальный институт профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов, 2021. — 285 с.

1. Federal Law of the Russian Federation No. 145-FZ of 31.07.1998 «The Budget Code of the Russian Federation».

2. Federal Law of the Russian Federation No. 248-FZ of 31.07.2020 «On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation».

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 664 of 30.06.2012 «On the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Russian Far East».

4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 121n of 28.07.2017 «On approval of the model form of agreement (contract) on granting subsidies from the federal budget to a non-profit organization which is not a state (municipal) institution».

5. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 118n of 30.05.2018 «On approval of the model form of agreement (contract) on granting subsidies from the federal budget to a legal entity, which is owned by the Russian Federation (100% of the shares), for capital investments in capital construction facilities owned by such legal entity and (or) for acquiring real property by it with subsequent increase of charter capital of such legal entity in accordance with legislation of the Russian Federation».

6. Order of the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Russian Far East No. 319 of 30.10.2017 «On approval of the procedure for monitoring the implementation of investment projects that are provided with subsidies for the construction and (or) reconstruction of external infrastructure facilities, as well as the technological connection of power receiving devices to power grids and (or) gas consuming equipment to gas distribution networks».

7. Order of the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Russian Far East No. 254 of 29.12.2018 «On approval of the provisions on the investment department of the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Russian Far East».

8. Order of the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Russian Far East and Arctic No. 71 of 25.04.2019 «On the procedure for monitoring the implementation of selected investment projects by the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Far East».

9. Order of the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Russian Far East and Arctic No. 16 of 10.02.2020 «On approval of the procedure for the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Russian Far East and the Arctic to monitor compliance with the conditions, purposes and subsidies granting procedure and other forms of support from the federal budget».

10. Order of the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Russian Far East and Arctic No. 210 of 17.12.2020 «On approval of the provision on the construction department of the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Far East and the Arctic».

11. Yakovenko D.A. Control over the effective use of budget resources in the federal executive bodies / Series: Administrative and budgetary reforms at the present stage. Vol. 9. — Samara: National Institute of Professional Accountants, Financial Managers and Economists, 2021, — 285 p.

Статья поступила 19 января 2021 г.

Отдельной, недостаточно раскрытой в нормативных правовых актах и исследователями проблемой является определение места внутреннего финансового и ведомственного бюджетного контроля в системе управления в бюджетной сфере. В настоящее время внутренний финансовый контроль в бюджетной сфере относят к составной части исполнения отдельных бюджетных процедур (предоставление субсидий, иных межбюджетных трансфертов и т.п.). Вопрос отнесения ведомственного контроля к самостоятельной функции либо к составной части бюджетной процедуры еще предстоит решить. Место мониторинга как формы контроля в бюджетной сфере до настоящего времени не определено. Автор в данной работе предлагает свой вариант решения этих проблем [11].

Целью и задачей исследования является решение научной задачи развития методологии ведомственного бюджетного контроля за финансовыми ресурсами бюджета, выделяемыми в рамках программно-целевого финансирования. В настоящее время контроль рассматривается как элемент процесса управления государственными финансами. Таким образом, совершенствование системы ведомственного бюджетного контроля имеет существенное значение для развития теории управления государственными финансами и повышения результативности бюджетных расходов.

Объектами исследования являются ведомственный бюджетный контроль и внутренний финансовый контроль за финансовыми ресурсами бюджета, выделяемыми в рамках программно-целевого финансирования, место мониторинга в системе контроля.

В работе исследованы полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению ведомственного бюджетного контроля и внутреннего финансового контроля, место мониторинга в системе контроля и проблемы, связанные с законодательным регулированием процесса исполнения полномочий, исследованы специфические объекты контроля и особенности осуществления контроля в отношении различных объектов, особенности осуществления контроля на различных этапах.

Для Цитирования:
Яковенко Дмитрий Анатольевич, Мониторинг как одна из форм контроля за получателями средств бюджета. Бухучет в сельском хозяйстве. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: