Дата поступления рукописи в редакцию: 01.03.2024
Дата принятия рукописи в печать: 28.03.2024
В Федеральном Законе «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ определена ответственность федеральных органов государственной власти по мониторингу индекса цен на сельскохозяйственную продукцию и поддержанию паритета цен на продовольствие и приобретаемые аграриями ресурсы (удобрения, энергию, нефтепродукты и т. п.) [1].
В то же время необходимо подчеркнуть, что в последние годы на агропродовольственном рынке сложилась существенная волатильность цен, связанная со значительным ростом себестоимости сельхозпродукции, во многом обусловленным повышением цен на входящие ресурсы. Также фиксируется опережающий рост потребительских цен на продукты питания в рознице.
За пять лет (2018–2022 г.), по данным Росстата, продовольственная инфляция составила более 40 %. За 10 месяцев 2023 г. (январь — октябрь) к соответствующему периоду предшествующего года она выросла еще на 4 %.
В то же время по некоторым видам продовольствия сложились более высокие темпы роста цен.
Потребительские цены на куры, охлажденные и мороженные, и яйцо куриное за пять лет (2018–2022 г.) выросли почти в полтора раза. В 2023 г. наблюдается взрывной рост — только за последние три месяца (сентябрь — ноябрь) цены на куры выросли почти на 16 %, а на яйцо куриное — почти на 25 %. То, что ситуация будет складываться в таком направлении, было понятно давно (есть свои объективные причины), но практически так ничего и не было сделано, чтобы ее предотвратить.
Еще одной важной проблемой является ценовая ситуация на рынке детского питания, где также наблюдается опережающий рост цен. В частности, рост потребительских цен за пять лет на консервы мясные, овощные и фруктово-ягодные для детского питания составил почти 50 %; на смеси сухие молочные для детского питания — 25 %.
При этом значительный рост цен на эти позиции начался в 2022 г. и продолжался в 2023-м. За 10 месяцев 2023 г. потребительские цены, в частности, на смеси сухие молочные для детского питания увеличились сразу на 10 %.
Во многом эта ситуация обусловлена тем, что в основном предприятия по производству детского питания локализованы на территории Российской Федерации, но сырье практически все — импортное, в связи с этим на формирование цен в данном сегменте существенно влияет снижение курса национальной валюты и значительно увеличившиеся расходы на логистику.
Важно отметить, что даже в самые непростые времена осуществлялось государственное регулирование цен на продукты детского питания. Так, еще в марте 1995 г. постановлением Правительством России было предоставлено соответствующее право субъектам Федерации. Однако эти нормы были отменены постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 № 71. Считаем целесообразным рассмотреть вопрос о возвращении к этой практике.
Необходимо подчеркнуть, что самые высокие темпы роста цен на продовольствие складываются на потребительском рынке. Такая ситуация сформировалась во многом из-за того, что в России до сих пор отсутствует комплексная система мер, направленная на стабилизацию ценовой ситуации в АПК, а применяемые меры носят точечный характер.
В то же время практика показывает, что цены на агропродовольственном рынке регулируются в большинстве развитых стран, и достаточно эффективно. Даже в так называемом западном мире вопросам доступности продуктов питания уделяется более чем пристальное внимание. Достаточно упомянуть, что в начале 2023 г. США фактически на несколько месяцев остались без крупнейшего производителя детских смесей (по итогам проверки нарушения правил производства пищевых продуктов), в результате весной 2023 г. в Нью- Йорке было введено чрезвычайное положение, предусматривающее наделение больших полномочий мэра города при принятии экономических решений и возможностей по контролю над бизнесом.
Также интересен опыт США по ценовому регулированию в аграрной сфере. Там действует несколько жестких механизмов. В частности, существует программа защиты сельхозпроизводителей в случае изменения цен или доходов. В первом случае фермерам покрываются убытки вследствие падения цен реализации на сельскохозяйственную продукцию ниже установленной базовой цены. Во втором случае осуществляется покрытие сельскохозяйственных рисков вследствие снижения урожайности культур. В части мониторинга цен интересной практикой у них является механизм информирования о ценах в мясной отрасли. При выявлении каких-либо скачков тут же подключаются антимонопольная и налоговая службы, у которых имеются соответствующие полномочия.
Важнейшая проблема, нуждающаяся в скорейшем решении, — неурегулированность вопросов межведомственного взаимодействия по формированию единых подходов к регулированию и мониторингу цен по всей продуктовой цепочке.
Поэтому считаем крайне важным разработать комплексную систему мер по ценовому регулированию и зафиксировать ее нормативным правовым актом, а в госпрограмму развития сельского хозяйства добавить отдельный блок по регулированию ценовой ситуации в АПК с целевым финансовым обеспечением.
Также необходимо подчеркнуть, что, говоря о стабилизации ценовой ситуации на агропродовольственном рынке, необходимо не забывать о платежеспособном спросе, безусловно, речь должна идти о повышении уровня жизни населения, особенно его социально незащищенных слоев.
Так вот, если вернуться к пресловутому вопросу о яйцах (с которыми, как известно, по образным характеристикам Председателя Государственной Думы России В. В. Володина 15 декабря 2023 г., было не все хорошо), то и здесь можно сделать ряд обобщений и заключений.
Согласно общей статистики, 2023 г. характеризуется существенным ростом потребительских цен на столовые куриные яйца. Как уже отмечалось выше, по данным Росстата, по итогам ноября индекс потребительских цен на яйца куриные составил 140,29 % к ноябрю 2022 г., однако к 18 декабря рост цен на них составил 4,6 %. В 36 регионах цены на яйца за минувшую неделю выросли более чем на 5 %, в пределах 14,4 %.
Яйца дорожают во всех регионах России, однако темпы роста существенно отличаются от субъекта к субъекту. Так, по итогам 11 месяцев 2023 г. с начала года лидерами удорожания куриных яиц стали Крым (в республике цены на них выросли на 68,1 %) и Пензенская область (более 60 % при среднероссийских 36,5 %).
В некоторых регионах стоимость яиц почти не изменилась: например, в Камчатском крае по итогам 11 месяцев их удорожание составило символические 0,8 %. В соседней Магаданской области рост цен на яйца тоже был сдержанным и не превысил 3 %. Наименьшие уровни подорожания яиц были зафиксированы, в частности, в Якутии (+11,9 %). Однако это регионы с крайне высокой ценой яйца. Так, в Магаданской области десяток яиц в среднем стоил 157,5 рубля в ноябре — второе место после Чукотки (221,3 руб.). В Камчатском крае, который входит в пятерку регионов с самыми высокими абсолютными ценами на яйца, десяток стоил 145,9 рубля.
Особняком выделяется ситуация в Москве (+13,5 %), Санкт-Петербурге (+21,7), Московской области (+24,9 %), где мы наблюдаем не столь динамичный рост при достаточно невысоких базисных ценах. Здесь помимо политической оставляющей следует учесть «плечо» завоза, нахождение в транспортной доступности крупных товаропроизводителей.
По информации Росптицесоюза, на конец 2022 г. лидером среди российских субъектов по производству яиц стала Ленинградская область: ее предприятия за год произвели более 3,5 млн штук, закрыв этим 8 % потребностей внутреннего рынка. Следом идет Ярославская область — ее доля рынка 5 %, произведено 2,3 млрд яиц. На третьем месте — Челябинская область с долей рынка 4 % и 1,7 млрд произведенных яиц. Четвертое место у Ростовской области (1,66 млрд яиц, 4 % рынка), а пятое — у Краснодарского края (1,6 млрд яиц, 4 % рынка).
37 субъектов России полностью обеспечивают себя пищевым яйцом, а 24 субъекта, напротив, не дотягивают даже до 50 % обеспечения. Следует также учитывать, что до 40 % рынка занимают 16 крупнейших птицефабрик.
Понимая социальную значимость выпускаемой продукции, товаропроизводители совместно с органами государственной власти принимают ряд мер для сдерживания роста отпускных цен, в том числе путем разработки и внедрения новых технологических процессов с целью возможности сокращения затрат на производство продукции без ущерба качеству, которые обеспечивают бесперебойные поставки сырья, материалов, оборудования и запасных частей.
Если сделать обобщение оценок экспертов, то к некоторым базовым причинам роста потребительских цен следует отнести:
1. Взрывное увеличение спроса (пищевые предпочтения, рост населения и покупательной способности).
Достаточно дискуссионный аргумент.
Во-первых, растущее потребление яиц и мяса птицы — общемировой тренд, так как это, с одной стороны, полезный и сытный продукт, с другой — наиболее бюджетный.
С точки зрения действия законов рыночной экономики можно допустить, что продолжающийся рост цен на яйца как на один из самых доступных и популярных среди потребителей продукт вызван увеличившимся спросом, так как вследствие инфляции подорожало мясо, и прекрасной альтернативой этой белковой продукции стали яйца.
В этой связи возможный рост спроса говорит скорее не об увеличивающейся покупательной способности населения, а как раз об обратном — уходе потребления в экономический сегмент, при этом продукт сбалансирован по ценности и составу питательных веществ.
Во-вторых, по различным оценкам, потребление этого продукта в России в 2022 г. составляло от 288 штук в год на человека (Росптицесоюз) до 308 штук (Россельхозбанк), что, с одной стороны, существенно выше показателей потребления яиц в США (240) и Евросоюзе (210), приблизительно соответствует потреблению в КНР, а с другой — вовсе не противоречит сложившимся российским пищевым трендам. Таким образом, говорить о взрывном характере увеличения объемов потребительского спроса на столовые яйца в России в 2023 г. (равно как и в 2022 г.) не представляется корректным.
В-третьих, и на яйцо, и отчасти на мясо птицы влияют сезонные колебания — дорожают осенью, перед Новым годом (собственно, как и на многие продукты питания).
В-четвертых, позиция об увеличении спроса за счет жителей новых территорий тоже не выдерживает критики хотя бы потому, что этой динамики в 2022 г. мы практически не наблюдали (по отдельным периодам было даже существенное снижение розничной стоимости яиц).
2. Снижение фактического производства отечественного яйца не подтверждается данными официальной статистики. Производство куриных яиц в 2023 г. было даже чуть выше уровня 2022 г. (по разным оценкам — от 0,2 до 3,5 %, составит около 46 млрд яиц). Эти объемы до сих пор несколько ниже, чем показатель 1990 г. (47,5 млрд яиц), но существенно выше, чем в 2005 г. (37 млрд), 2012 г. (41,0 млрд яиц) и т. д.
Таким образом, производство яиц примерно равно потреблению и даже несколько превышает заявленные потребности (с учетом новых территорий). Страна полностью обеспечивает себя отечественным яйцом (по оценкам академика РАН В. И. Фисинина, на 99,5 %) и даже экспортирует его.
Но здесь стоит отметить, что значительное количество яиц необходимо для обеспечения процесса воспроизводства поголовья — инкубации (по данным Росптицесоюза, на эти цели уходит до 10 % производства). В то же время нельзя забывать, что государство уже потратило более 5 млрд рублей на формирование и модернизацию материальной базы для масштабирования отечественных племенных фондов мясных кур. Предполагалось, что это позволит полностью обеспечить российские птицефабрики цыплятами отечественных кроссов (прежде всего — Смена-9). Таким образом, эта позиция также не является лимитирующей по дефициту яйца.
Учитывая, что в предыдущие несколько лет на рынке наблюдался бум курятины, производителям стало выгоднее выращивать цыплят-бройлеров на мясо, по ряду птицефабрик наметились некритичные, но показательные тенденции в замещении производства яиц производством мяса кур.
Кроме того, государство открыло границы для масштабного импорта птицепродукции.
Так, Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принял решение обнулить пошлины на импорт в Россию куриных яиц с 1 января по 30 июня 2024 г. Предложенная льгота коснется поставок в Россию до 1,2 млрд яиц.
19 декабря через пункт пропуска «Яраг-Казмаляр» была ввезена первая партия пищевого яйца из Азербайджана. Объем поставки — 612 тыс. штук (36 т).
3. При такой нездоровой ситуации на рост цен внутри страны заметное влияние оказывает наращиваемый экспорт яиц (в т. ч. в страны Евросоюза). Крупнейший экспортер яиц в 2023 г. — это СХАО «Белореченское» (Иркутская область), которое продало за рубеж яиц на 25,8 млн долл. — резонно предположить, что в основном в Китай. Второе место — птицефабрика «Новороссийск» (Краснодарский край), которой за рубеж в 2023 г. продано яиц на 2,3 млн долл. На третьем месте — ЗАО «Птицефабрика «Ново-Барышевская»» (Новосибирская область), экспортировавшее куриные яйца на 1,9 млн долл.
Так, по данным GlobalProductPrices (https:// ru.globalproductprices.com), средняя цена на десяток куриных яиц в ноябре 2023 г. по 82 странам составила 2,4 долл. США. При этом в Новой Зеландии — 5,7; Швейцарии — 4,9, Швеции — 4,0; Болгарии 3,6; Франции — 3,3; Австрии — 3,2; Израиле — 3,1 долл. соответственно.
Несмотря на то что, как утверждают сами товаропроизводители, на экспорт идет весьма малая доля продукции, необходимо отметить важную деталь, связанную с экономическим «эффектом храповика», когда ценники фактически переписываются под уровень самой дорогой партии товара, чтобы без существенных дополнительных затрат максимизировать прибыль, при этом производитель в дальнейшем крайне неохотно идет на откат к базовым ценам, предпочитая для поддержания высокой ставки всеми путями избавляться от «излишка» продукции.
Таким образом, первые три отмеченные позиции дают серьезные основания говорить о возможном ценовой сговоре на весьма монополизированном рынке производителей яйца и птицы.
4. Рост себестоимости производства — совершенно объективный процесс, в том числе связанный с изменением курсов валют, ростом инфляции, существенным удорожанием кредитов, логистикой. По оценкам академика РАН В. И. Фисинина, рентабельность производства яйца в 2023 г. едва достигала 9 %, тогда как птицепромышленность стабильно может работать при норме не ниже 15 %. При этом по агросектору в целом рентабельность в 2023 г. составила (с учетом господдержки) более 20 %.
Ввиду этого возникает отдельная проблема — демпфер птицеводческой промышленности, чтобы сдерживать баланс при существенном росте себестоимости.
Основную негативную роль здесь играют как удорожание, так и сбои (ввиду внешних санкций) в поставках кормов (и их компонентов), эмбрионов, препаратов, оборудования для выращивания птицы, существенно выросли цены на премиксы и упаковку. Важной составляющей удорожания остаются импортные ветеринарные препараты. Все это зачастую доставляется параллельным импортом. При этом надо учитывать, что если в январе средневзвешенный курс доллара составлял 68,87 рубля, то к июлю он вырос до 90,47, а в октябре — до 97,12 рубля. Российские аналоги существуют, производители начали их сейчас активно использовать. Но все будет зависеть от того, насколько быстро российские поставщики будут наращивать поставки. Еще одна существенная проблема — качество импортозаменителей и их комплементарность по отношению к укоренившимися на крупных фабриках технологиям производства яйца и птицы.
5. Эпидемиологическая ситуация. Наиболее распространенной причиной закрытия птицефабрик в некоторых регионах России стал птичий грипп. С начала 2023 г. вспышки этой болезни зафиксированы на шести российских предприятиях. Ярким примером оказалась Зеленецкая птицефабрика (Республика Коми), которая отгружала яйца в том числе в Петербург (в свою торговую сеть и другим ретейлерам). Также фиксировались вспышки болезни Ньюкасла. Некоторые эксперты считают главной причиной сложившейся ситуации вокруг яиц нехватку вакцин (прежде всего импортных) и отсутствие адекватных отечественных аналогов. В этой ситуации вполне разумно будет подумать о снятии таможенных барьеров для импортных вакцин.
6. Ретейл. Генеральный директор Росптицесоюза Галина Бобылева утверждает, что торговые сети около 60 % яиц получали по долгосрочным контрактам (по информации С. Латюхова, Национальный союз птицеводов, — до 90 %), цены на которые практически не менялись в течение года. Остальные 40 % объема ретейл набирал на торгах у птицеводческих предприятий, покупая яйца по той цене, какую считал нужной. Отпускная цена на яйца за 2023 г. увеличилась лишь на 10–12 %, и в среднем были на уровне 70 рублей за десяток, а их стоимость на прилавках возросла в разы. Можно сделать вывод, что причиной является установление ретейлерами недопустимо высоких торговых наценок. Чтобы в дальнейшем не происходило подобных ситуаций, необходимо оптимизировать соотношение спроса и предложения на рынке на основе проведения качественного анализа и долгосрочного прогноза, а также следует принимать дополнительные меры, направленные на увеличение производства яиц.
7. Диспаритет цен. Значительную долю в затратах на производство продуктов птицеводства занимают энергетические расходы (газ, электричество, отчасти ГСМ), которые не первый год волнообразно дорожают. В настоящее время сельскохозяйственные товаропроизводители по потреблению электрической энергии относятся к группе «прочие потребители», которым электроэнергия продается по нерегулируемым ценам. В результате, по данным Росстата, на октябрь 2023 г. диспаритет цен на приобретенную электрическую энергию промышленными и сельскохозяйственными товаропроизводителями составил два раза (6,4 руб/кВт-ч для сельского хозяйства при 3,2 руб/кВт-ч для промышленности). В осенне-весенний период энергообеспечение является важнейшей и неотъемлемой составляющей себестоимости товарного яйца и птицы.
8. Логистика. С учетом того что на российском рынке племенной продукции и кормов доминирует импортная составляющая, то в 2022 г. в условиях перестроения логистических маршрутов, роста закупочных цен на сырье (и их нестабильности) конечная наценка на них в России составляла более 100–200 %. Сложности с поставкой сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке обостряла высокая загруженность РЖД в связи с активным туристским сезоном. Острым вопросом остается доступность техники для птицепрома и запчастей к ней. Россию покинули ведущие зарубежные производители профильного оборудования, а новые еще не освоили российский рынок.
9. Существующий и усиливающийся дефицит кадров в отрасли (в т. ч. низкоквалифицированной рабочей силы). Так, Синявинская птицефабрика уведомила розничные сети о рисках срыва отгрузок и отмены части заказов, потому что предприятие испытывает дефицит штата в 25–30 %. По оценкам экспертов, 15–20 % затрат приходится на зарплаты сотрудников предприятий, которые бизнес был вынужден поднимать в связи с нехваткой рабочей силы (зачастую на фоне оттока мигрантов). К сожалению, технологии быстрой профессионализации рабочей силы в птицепроме фактически утрачены, профильные кафедры птицеводства в агровузах практически везде ликвидированы, объединены с другими профилями, оставшиеся в системе Минсельхоза России учреждения ДПО с этой задачей справиться не могут (опять-таки ввиду отсутствия соответствующих кадров и баз практической подготовки), инверсивные курсы, организованные ФГБНУ ФНЦ ВНИТИП, естественно, не могут покрыть дефицит по всей России. Нужны совершенной иные модернизированные технологии кадрового обеспечения.
10. Нельзя не обратить внимание на весьма тревожную тенденцию — продолжающуюся очаговую концентрацию производства продукции птицеводства. Так, в течение последних трех лет общее количество организаций в отрасли уменьшилось на 11,8 %. В январе 2021 г. в этой сфере работали 5,65 тыс. компаний, а в декабре 2023-го — всего 4,9 тыс. фирм. За последние десять лет с организованного птицерынка практически были «вымыты» как коллективные игроки К(Ф)Х и ЛПХ. В птицеводстве фактически уничтожены основы сельскохозяйственной и потребительской кооперации, доля фермерской продукции на рынках выходного дня ничтожна. Птицу законодательно запрещено содержать в СНТ, постоянно раздаются призывы поставить ЛПХ (а это до сих пор около 20 % птицы по яичному производству и до 5 % по бройлерам), где содержатся даже десять кур, под строгий ветеринарный контроль.
Естественно, что в рамках одной статьи весьма проблематично определить весь континуум первопричин роста цен на продукты питания, но даже этот небольшой экскурс позволяет выделить ряд предложений концептуального характера:
1. Необходимы меры жесткого государственного регулирования стабилизации ценовой ситуации на российском продовольственном рынке. Система ценообразования на продовольственные товары, яйца и птицу, в частности, такова, что розничная цена находится в слабой зависимости от цены на сельскохозяйственное сырье. Должна быть оптимизирована добавленная стоимость по всей цепочке движения птицепродукции от фермы до прилавка, а также должны быть ограничены торговые наценки.
2. Антимонопольное регулирование.
Доминирующее положение торговых сетей дает возможность извлечения сверхприбыли, диктовать условия сотрудничества поставщикам продовольственных товаров. При этом товаропроизводители и предприятия пищевой промышленности в отсутствие иных путей сбыта произведенной продукции вынуждены принимать зачастую невыгодные для себя условия.
В этом направлении предпринимаются определенные меры, в частности с 1 декабря ФАС предложила розничным сетям добровольно ограничить наценку на яйца 5 % по меньшей мере до 5 марта 2024 г. К службе прислушались ретейлеры «Верный», «Глобус» и «Азбука вкуса».
При этом важно отметить, что механизм самоограничения наценки все же не оказывает повсеместного влияния на ценообразование по всей товаропроводящей цепочке.
В этой связи представляется необходимым ускоренное принятие проекта федерального закона № 77579-8 «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"» в части ограничения торговой наценки на перечень отдельных социально значимых товаров первой необходимости не выше 10–15 %, дополнив его яйцом куриным и мысом птицы.
Кроме того, считаем целесообразным рассмотреть вопрос о наделении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием.
3. Необходимы новые механизмы, упрощающие доступ товаропроизводителей яйца и птицы на розничный рынок продовольствия. Особое внимание необходимо уделить малым и средним формам хозяйствования, в том числе ЛПХ. Требуется обеспечить расширение каналов сбыта продукции птицеводства за счет предоставления торговых площадей (на ярмарках, выставках, рынках) малым сельхозтоваропроизводителям и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на льготных условиях, развития специализированных несетевых торговых объектов, мультиформатной торговли, в том числе нестационарной.
4. Требуется разработать и внедрить эффективные меры государственной поддержки развития потребительской сельскохозяйственной кооперации, в том числе в форме создания компаний — агрегаторов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки на базе отделений АККОР в субъектах Российской Федерации. Считаем целесообразным рассмотреть снятие запрета содержания птицы, в том числе товарной, в системе СНТ.
5. Необходимо на государственном уровне формирование комплексной системы мониторинга цен, охватывающей всех участников продовольственной цепочки, с открытым доступом к содержащейся в ней информации и возможностью оперативного принятия решений.
Аналогично требуется разработка действенных механизмов регуляции логистических цепочек, включая разработку и внедрение механизмов субсидирования перевозок из «профицитных» регионов с большим объемом производства продукции птицеводства в регионы с их дефицитом.
6. Следует выделить сельскохозяйственных товаропроизводителей (в т. ч. птицефабрики) в отдельную группу потребителей электрической энергии (либо приравнивание их к группе потребителей электрической энергии «население»).
Для справки: в Германии в настоящее время используется механизм снижения налоговых ставок для сельхозтоваропроизводителей, которые выплачивали 60 % ставок косвенных налогов за электроэнергию и топливо для отопления, природный газ и сжиженный газ, 73 % ставок косвенных налогов за мазут.
7. Считаем целесообразным изменение параметров Доктрины продовольственной безопасности России в части дополнения раздела III «Показатели продовольственной безопасности и индикаторы их оценки» показателем «яйцо куриное» с пороговым значением «не менее 105 %» (с учетом его стратегического значения и подверженности факторам сезонности).
8. Обращаем внимание на необходимость обеспечения соответствующего организационно-методического и научно-организационного инструментария мониторинга (в т. ч. в его регуляторной части), оценки, прогноза и обоснования стратегических государственных решений.
9. Считаем необходимым системное обсуждение и выработку на уровне Президиума РАН экспертной позиции по системным изменениям и дополнениям в ряде нормативно-правовых актов и проектно-программных документов стратегического планирования, в том числе Доктрины продовольственной безопасности России, с целью комплексной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и эффективного регулирования продовольственного рынка в первую очередь в части социально значимых продовольственных товаров.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование выполнено на безвозмездной основе.
Conflict of interest. The author declare no conflict of interest.
Financing. The research was performed free of charge.