Ситуация в мире и в российском обществе характеризуется не просто «текучей современностью», по З. Бауману, но и бурлящей мобильностью социальных процессов. Не ограниченная ничем свобода личности в выборе страны и города проживания в соответствии с информацией о потребности в профессии отправляет её в море случайностей под идеологемами «личного успеха» при полной безответственности правящих элит за судьбы сограждан и государства.
Всем известна социальная экология развитых стран в сфере создания лабораторий, условий жизни, скупки специалистов и создания напряжённой среды состязательности в условиях конкуренции, создания интеллектуальной ауры, привлечения учёных из разных стран в научные центры, такие как Силиконовая долина. Сэр Карл Поппер поносил общество социального равенства и призывал к «открытому обществу» [4].
РФ сменила красные флаги на красные пиджаки, открылась. Но под сурдинку разговоров о перестройке, свободе и реформах развитые страны мировой системы современного модерна, стыдливо умалчивая об этом, позаимствовали передовые технологии СССР/России, сотни тонн редкоземельных металлов, и, помня опыт победы над фашистской Германией, вывезли 2,5 млн технических специалистов высшей квалификации, по замечанию Ю.Г. Волкова [2].
Самый дорогой товар на сегодняшний день — интеллектуально развитый человеческий капитал. Без развитой науки и технологии страна превращается в колонию. Неужели ни у кого не возникает вопрос, почему мы летаем на «Боингах», а не на отечественных самолётах, почему утратили свои ведущие позиции в космонавтике? При этом конкурс на аэрокосмический факультет ПНИПУ один из самых высоких, и защищаемые дипломы, по свидетельству специалистов, — высшего качества. В группах преобладает индивидуализм. Специалистов ждут поднимающиеся страны Азии, вероятно, Ближнего Востока и даже гегемона мировой системы. Выпускники Пермского политехнического работают в НАСА.
Казалось бы, чего плохого? Нашим специалистам за рубежом создают все условия для труда и жизни, только «ходите без своего национального флага», обменяйте язык и культуру на блага, которые наработали другие народы за 500 лет. Какая мораль, какие принципы могут быть, когда налицо деньги и блага в обмен на интеллект! А ведь он развивался не только благодаря институтам образования, личным усилиям и работе преподавателей. Он базируется на налогах работающего российского народа.