Примечание: к данному моменту времени автор прошел путь от студента до узконаправленного специалиста по разработке ремоборудования для вооружения и военной техники, в статье приводятся оценочные суждения, основанные на опыте автора и его коллег (однокурсников), столкнувшихся с симптоматичными проблемами в процессе оттачивания мастерства.
Российская Федерация занимает первое место в мире по количеству людей с высшим образованием (рис. 1).
Исследование компании HeadHunter показало, что примерно 40% людей, получивших высшее образование, не работают по специальности. При этом 54% из числа людей, не работающих по специальности, пытались найти работу преимущественно в транспортной сфере и отрасли производства, но позже бросили. Не посвященному человеку может показаться, что причина такого большого числа разочаровавшихся специалистов кроется в низком уровне оплаты труда, а также в «немодности» работы на заводе. Однако последнее десятилетие (в реалиях импортозамещения) ознаменовалось стремительным ростом обеспеченности технических специалистов и их востребованности. Так на производственных площадках городов-миллионников средняя заработная плата инженера-конструктора выросла с 15–20 тыс. руб. в месяц в 2010 году до 40–45 тыс. руб. к концу 2019‑го, что значительно выше средней динамики изменения заработных плат. Так в чем же кроется причина нежелания работать выпускников технических специальностей по профилю?
Тут вернее будет рассказать о периоде между выпуском из школы и поступлением в вуз. На Западе существует понятие Gap Year — годичный перерыв, позволяющий абитуриенту найти себе работу, освоиться во взрослой жизни и выбрать будущую профессию, основываясь на полученном опыте, что позволяет уменьшить процент ошибочно выбранных специальностей, а также отсеять из числа абитуриентов тех, кому необходимость в получении высшего образования была навязана опекунами. В России в данный момент реализовать подобное практически невозможно, в первую очередь из‑за очевидной проблемы воинского призыва. Вынужденная спешка с выбором специальности у абитуриентов зачастую приводит к скорому осознанию ошибочности, принятого решения, а впоследствии к пассивности в дальнейшем учебном процессе.