Проблематика предпринимательства, несмотря на относительную новизну в российском социуме, достаточно хорошо представлена в работах отечественных и зарубежных специалистов. Наличие риска, креативность деятельности, извлечение прибыли являются, пожалуй, главными постулатами, на которых базируется изучение данного социального феномена. В то же время, следует подчеркнуть, актуализация молодежного предпринимательства как объекта исследовательской деятельности представлена достаточно фрагментарно и, значит, требует более тщательного исследовательского анализа в рамках междисциплинарного подхода на стыке экономических и социальных наук. Пожалуй, всецело можно согласиться с профессором З. М. Дыльновой, которая подчеркнула, что на полноту и комплексность исследования данного явления не вправе претендовать ни одна наука [1, с. 96–102]. В основном в практике осмысления обозначенного феномена содержатся попытки уточнить и конкретизировать данную научную категорию, полагаясь на теоретический анализ и законодательную базу. Так, согласно распоряжению Правительства РФ, под молодежным препирательством следует понимать деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников, а также возраст руководителя которых не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале, доля вкладов которых не старше 30 лет, превышает 75% [2].
В свою очередь, Е. Каурова и Е. Руссков в авторском определении молодежного предпринимательства несколько сдвигают возрастные рамки до 35 лет, при этом отмечая важность таких характеристик, как инициативность, новаторство, творческая составляющая, гибкость мышления для достижения делового триумфа [3, с. 416–423] 1 . Однако вопросы развития молодежного предпринимательства в малых территориальных образованиях, на наш взгляд, недостаточно представлены в научной практике, что стало основным критерием при определении актуальности и цели данной статьи. В качестве метода исследования (сроки реализации — апрель 2018 г.) был выбран экспертный опрос как наиболее адекватный метод анализа обозначенного объекта, выборка составила 10 респондентов в возрасте 24–40 лет, проживающих на территории г. Надыма и района. Результаты исследования показали, что около 60% респондентов открыли свой бизнес более 5 лет назад, что свидетельствует о невысокой динамике предпринимательской активности в регионе. Для сравнения, менее года назад были созданы предпринимательские структуры лишь у 20% опрошенных и 20% направлений деятельности появились в интервале от одного до 5 лет. По результатам анализа экспертного исследования численность сотрудников в организации на момент проведения опроса выглядела следующим образом: