По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Модернизация экономики России: новый подход

Тетерятников Кирилл Семенович канд. юр. наук, руководитель группы независимых консультантов, академик, Международная академия менеджмента, член правления ВЭО 127006, г. Москва, ул. Петровка, стр. 2, E-mail: kteteryatnikov@yandex.ru

В статье рассмотрены методологические подходы к определению понятий «модернизация», «реиндустриализация», «промышленная политика», «инновации», проанализированы проблемы модернизации в России и пути их решения, цели и приоритеты промышленной политики в России, США и ЕС, социальные последствия реиндустриализации, источники и условия финансирования программ модернизации, даны конкретные рекомендации относительно участия системообразующих банков и институтов развития в реализации государственной программы развития промышленности.

Литература:

1. Модернизация российской экономики как императив инновационного развития страны в будущем. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2011. — № 4 (16). — С. 45.

2. Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика / Под ред. Я. М. Миркина. — М.: Магистр, 2014. — C. 17.

3. Путин В. В. О наших экономических задачах // Ведомости, 30 января 2012 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/ news/1488145/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah#ixzz2oQfqHatd.

4. Проект федерального закона № 97090719-2 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». Снят с рассмотрения Советом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации 13 сентября 1999 г. (протокол № 215, п. 19); проект федерального закона № 99029071-2 «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике». Отклонен Президентом Российской Федерации 3 января 2000 г. (письмо № Пр-14). Снят с рассмотрения Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации 21 июня 2001 г. (постановление № 1664-III ГД); проект федерального закона № 344994-5 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». Отклонен Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации 5 октября 2010 г. (постановление № 4192-5 ГД).

5. Europe 2020: a European strategy for smart, sustainable and inclusive growth. — P. 8–9. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa. eu/research/era/docs/en/investing-in-research-european-commissioneurope-2010-2020.pdf.

6. Государственное регулирование промышленной сферы: условия эффективности: публикации // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2013. — № 2.

7. Винслава Ю. Б. Национальная промышленная политика: еще раз об абсолютной модернизационной необходимости и ключевых параметрах развертывания // Российский экономический журнал. — 2012. — № 4.

8. Винслава Ю. Б. Федеральная промышленная политика: к определению приоритетов в контексте итогов и тенденций новейшей индустриальной эволюции страны // Российский экономический журнал. — 2012. — № 1–2.

9. Винслава Ю. Б. О задачах и направлениях формирования национальной промышленной политики // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2008. — № 4.

7. Материалы заседания Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Реиндустриализация России: возможности и ограничения» 28 марта 2013 г. — С. 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.council.gov.ru/media/ fi les/41d477365af5651386f7.pdf.

8. Schumpeter J. Capitalism, Socialism and Democracy. — New York: Harper, 1942. — Р. 83.

Характерной чертой современного этапа развития мировой экономики является переход промышленно развитых государств к новому технологическому укладу, основанному в основном на генерации, распространении и использовании знаний при резком сокращении длительности инновационного цикла, ускорении темпов обновления как продукции, так и технологической базы ее выпуска. По сути, речь идет о практической реализации концепции экономики знаний (knowledge-based economy), разработанной в свое время тремя выпускниками Венского университета — Йозефом Алоизом Шумпетером (Joseph Alois Schumpeter, 1883–1950), Фридрихом Августом фон Хайеком (Friedrich August von Hayek, 1899–1992) и Фрицем Махлупом (Fritz Machlup, 1902–1983). В условиях глобализации происходит постоянное «броуновское движение» — не существует постоянных лидеров, страны занимают в системе мировой экономики место в соответствии с их уровнем социально-экономического развития, который во многом связан с государственными стратегиями модернизации различных сфер жизни общества — политической, экономической, правовой, социальной и т. д. Очевидно, что исторический опыт, изначальная база и ресурсы у каждого государства разные, поэтому и траектория развития у всех индивидуальная. Кто-то идет эволюционным путем, кто-то — революционным. Рост показателей ВВП не всегда связан с реальным развитием экономики, но без целенаправленных усилий общества по улучшению своей жизни ни одно государство не сможет развиваться. Таким образом, общественный прогресс всегда неразрывно связан с модернизацией, индустриализацией, позволяющими успешно реализовывать промышленною политику и инновации.

Термин «модернизация» (от греч. modernе — «новый», «обновленный», «современный») чрезвычайно популярен и очень часто используется как учеными-экономистами, так и законотворцами. Однако нередко различными авторами в это понятие вкладывается совершенно разный смысл [1]. Учитывая важность модернизации для жизнедеятельности любого государства, конечно, было бы желательным иметь четкое определение этого термина в законодательстве. Вместе с тем в зарубежном правовом поле модернизация используется в основном в смысле реформирования (например, Закон США «О модернизации финансовых услуг» 1999 г. (Financial Services Modernization Act 1999), Закон Французской Республики «О модернизации экономики» (фр. Loi de modernisation de l’économie) от 4 августа 2008 г., Закон Французской Республики «О прозрачности, борьбе с коррупцией и о модернизации экономики» от 10 декабря 2016 г. и др.). Хотя смысловая грань между модернизацией и реформой достаточно тонкая, тем не менее разница существует и заключается в степени интенсивности изменений. Как правило, модернизация — это постепенные качественные изменения, в то время как реформирование подразумевает интенсивные коренные изменения всей сложившейся системы (например, столыпинская аграрная реформа). Вместе с тем, например, коллектив авторов из ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова полагает, что «модернизация экономики — переход (прорыв) ее в новый технологический уклад, в следующую волну Шумпетера, радикальное обновление производственного потенциала, скачкообразный процесс, с резким ускорением темпов экономического роста, с глубокими изменениями экономической и финансовой структуры общества, с ростом уровня жизни» [2]. Таким образом, модернизация может осуществляться как постепенно, так и лавинообразно.

Для Цитирования:
Тетерятников Кирилл Семенович, Модернизация экономики России: новый подход. Международная экономика. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: