Характерной чертой современного этапа развития мировой экономики является переход промышленно развитых государств к новому технологическому укладу, основанному в основном на генерации, распространении и использовании знаний при резком сокращении длительности инновационного цикла, ускорении темпов обновления как продукции, так и технологической базы ее выпуска. По сути, речь идет о практической реализации концепции экономики знаний (knowledge-based economy), разработанной в свое время тремя выпускниками Венского университета — Йозефом Алоизом Шумпетером (Joseph Alois Schumpeter, 1883–1950), Фридрихом Августом фон Хайеком (Friedrich August von Hayek, 1899–1992) и Фрицем Махлупом (Fritz Machlup, 1902–1983). В условиях глобализации происходит постоянное «броуновское движение» — не существует постоянных лидеров, страны занимают в системе мировой экономики место в соответствии с их уровнем социально-экономического развития, который во многом связан с государственными стратегиями модернизации различных сфер жизни общества — политической, экономической, правовой, социальной и т. д. Очевидно, что исторический опыт, изначальная база и ресурсы у каждого государства разные, поэтому и траектория развития у всех индивидуальная. Кто-то идет эволюционным путем, кто-то — революционным. Рост показателей ВВП не всегда связан с реальным развитием экономики, но без целенаправленных усилий общества по улучшению своей жизни ни одно государство не сможет развиваться. Таким образом, общественный прогресс всегда неразрывно связан с модернизацией, индустриализацией, позволяющими успешно реализовывать промышленною политику и инновации.
Термин «модернизация» (от греч. modernе — «новый», «обновленный», «современный») чрезвычайно популярен и очень часто используется как учеными-экономистами, так и законотворцами. Однако нередко различными авторами в это понятие вкладывается совершенно разный смысл [1]. Учитывая важность модернизации для жизнедеятельности любого государства, конечно, было бы желательным иметь четкое определение этого термина в законодательстве. Вместе с тем в зарубежном правовом поле модернизация используется в основном в смысле реформирования (например, Закон США «О модернизации финансовых услуг» 1999 г. (Financial Services Modernization Act 1999), Закон Французской Республики «О модернизации экономики» (фр. Loi de modernisation de l’économie) от 4 августа 2008 г., Закон Французской Республики «О прозрачности, борьбе с коррупцией и о модернизации экономики» от 10 декабря 2016 г. и др.). Хотя смысловая грань между модернизацией и реформой достаточно тонкая, тем не менее разница существует и заключается в степени интенсивности изменений. Как правило, модернизация — это постепенные качественные изменения, в то время как реформирование подразумевает интенсивные коренные изменения всей сложившейся системы (например, столыпинская аграрная реформа). Вместе с тем, например, коллектив авторов из ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова полагает, что «модернизация экономики — переход (прорыв) ее в новый технологический уклад, в следующую волну Шумпетера, радикальное обновление производственного потенциала, скачкообразный процесс, с резким ускорением темпов экономического роста, с глубокими изменениями экономической и финансовой структуры общества, с ростом уровня жизни» [2]. Таким образом, модернизация может осуществляться как постепенно, так и лавинообразно.