Успешное развитие сельского хозяйства, повышение обеспеченности страны продовольствием собственного производства, снижение товарной, а главное — технологической зависимости от зарубежных стран во многом зависят от уровня укомплектованности организаций агропромышленного комплекса высококвалифицированными кадрами, способными обеспечить в условиях ускоренного импортозамещения эффективное и динамическое функционирование агропромышленного производства. Одновременно сложность создаваемых технических объектов, технологий, систем телекоммуникации и информатизации стремительно растет. В отечественном сельском хозяйстве развиваются наукоемкие био- и нанотехнологии, создаются новые материалы, сорта и породы. Таким образом, традиционные методы трансфера знаний становятся все менее эффективными. Поэтому в системе непрерывного образования возрастает значение дополнительного профессионального образования (ДПО).
Для дальнейшего развития системы аграрного ДПО в условиях импортозамещения и цифровой трансформации АПК и сельского развития России требуются новые подходы к содержанию и форме организации учебного процесса, выстраивание новых траекторий обучения и развития компетенций специалистов АПК.
Система дополнительного профессионального образования, в отличие от базового образования в образовательных организациях оперативно и адекватно реагирует на изменения и трансформации рынка труда, при этом решая задачи, которые связаны с его исследованием и прогнозированием как в качественном так и количественном диапазоне. Также программы дополнительного образования краткосрочны (в отличие от базового образования), соответственно, ориентированы на конкретного потребителя с мобильной реакцией на рыночные требования и модификации.
Отметим, что дополнительное профессиональное образование включает в себя ряд положительных черт в сравнении со вторым высшим или средним профессиональным образованием (как очным, так и заочным):
• содержательность;
• экономия временного ресурса;