По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Модернизация дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов как фактор развития человеческого капитала сельского хозяйства

В. Г. Новиков д-р экон. наук, профессор, ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, лаборатория проблем комплексного развития человеческого капитала сельского хозяйства
К. А. Егоров мл. науч. сотрудник, ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, лаборатория проблем комплексного развития человеческого капитала сельского хозяйства
А. С. Гусев аналитик, ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, лаборатория проблем комплексного развития человеческого капитала сельского хозяйства

В настоящей статье представлено видение авторов относительно роли и места дополнительного профессионального образования (ДПО) в формировании и развитии человеческого капитала АПК и сельского хозяйства в частности. Отмечено, что ДПО должно представлять собой целостную систему, задачи которой напрямую корреспондируются как с целями долгосрочного социально-экономического развития России, так и со стратегическими программно-проектными документами отрасли. Выявлены основные задачи и направления модернизации аграрного ДПО в условиях импортозамещения и цифровой трансформации АПК и сельского развития России.

Литература:

1. Дополнительное профессиональное образование специалистов АПК и сельских территорий: проблемы, направления диверсификации / В. Г. Новиков, Б. И. Шайтан, Е. Е. Можаев и др. — М.: РАКО АПК, 2021. — 619 с.

2. Долгушкин Н. К. Трудовой потенциал российского села: состояние и перспективы. — М.: Росинформагротех, 2004. — 310 с.

3. Горбунова О. С., Бражник М. В. Человеческий капитал сельского хозяйства и проблемы его роста // АОН. — 2018. — № 1.

4. Научно-технологическое развитие АПК России в новых экономических условиях: механизмы и направления / А. Г. Папцов, И. С. Санду, В. И. Нечаев, Г. А. Полунин и др. — М.: Научный консультант, 2022. — 176 с.

5. Медведев А. В., Шайтан Б.И. Инновационное профессиональное образование как инструмент эффективного использования кадрового потенциала сельских территорий // Международный журнал экспериментального образования. — 2018. — № 3. — С. 17–21.

6. Мирошниченко Т. А. Оценка человеческого капитала сельских территорий региона // Управленческий учет. — 2021. — № 8-3. — С. 726–736.

7. Пекуровский Д. А., Лебедев А. Л., Семикова О. Р. Особенности формирования и использования человеческого капитала в аграрном секторе, занятость и доходы сельского населения // Экономические науки. — 2021. — № 196. — С. 139–145.

8. Современные подходы дополнительного профессионального образования в подготовке кадров агропромышленного комплекса / В. Г. Новиков, Б. И. Шайтан, Е. Е. Можаев и др. — М.: РАКО АПК, 2022. — 300 с.

9. Стратегическая устойчивость социально-территориальных систем на примере сельских территорий / Н. В. Новичков, В. Г. Новиков, А. В. Новичкова, Е. А. Савченко // Международная экономика. — 2023. — № 3. — С. 178–193.

10. Шайтан Б. И., Новиков В. Г., Горкин А. В., Можаев Е. Е., Титов Н. Л., Шарипов С. А. Дополнительное профессиональное образование специалистов АПК и сельских территорий: проблемы, направления диверсификации: Монография. — М.: РАКО АПК, 2021. — 620 с.

Успешное развитие сельского хозяйства, повышение обеспеченности страны продовольствием собственного производства, снижение товарной, а главное — технологической зависимости от зарубежных стран во многом зависят от уровня укомплектованности организаций агропромышленного комплекса высококвалифицированными кадрами, способными обеспечить в условиях ускоренного импортозамещения эффективное и динамическое функционирование агропромышленного производства. Одновременно сложность создаваемых технических объектов, технологий, систем телекоммуникации и информатизации стремительно растет. В отечественном сельском хозяйстве развиваются наукоемкие био- и нанотехнологии, создаются новые материалы, сорта и породы. Таким образом, традиционные методы трансфера знаний становятся все менее эффективными. Поэтому в системе непрерывного образования возрастает значение дополнительного профессионального образования (ДПО).

Для дальнейшего развития системы аграрного ДПО в условиях импортозамещения и цифровой трансформации АПК и сельского развития России требуются новые подходы к содержанию и форме организации учебного процесса, выстраивание новых траекторий обучения и развития компетенций специалистов АПК.

Система дополнительного профессионального образования, в отличие от базового образования в образовательных организациях оперативно и адекватно реагирует на изменения и трансформации рынка труда, при этом решая задачи, которые связаны с его исследованием и прогнозированием как в качественном так и количественном диапазоне. Также программы дополнительного образования краткосрочны (в отличие от базового образования), соответственно, ориентированы на конкретного потребителя с мобильной реакцией на рыночные требования и модификации.

Отметим, что дополнительное профессиональное образование включает в себя ряд положительных черт в сравнении со вторым высшим или средним профессиональным образованием (как очным, так и заочным):

• содержательность;

• экономия временного ресурса;

Для Цитирования:
В. Г. Новиков, К. А. Егоров, А. С. Гусев, Модернизация дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов как фактор развития человеческого капитала сельского хозяйства. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: