По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313.3

Моделирование тягового электропривода с двигателями постоянного тока последовательного возбуждения

Шавелкин А.А. д-р техн. наук, профессор, кафедра электроники и электротехники, Киевский национальный университет технологии и дизайна, г. Киев, Украина;
Герасименко В.А. ассистент, Кафедра электрического транспорта, Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А.Н. Бекетова, г. Харьков, Украина
Костенко И.А. ассистент, Кафедра электрического транспорта, Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А.Н. Бекетова, г. Харьков, Украина
Мовчан А.Н. аспирант, Кафедра электрического транспорта, Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А.Н. Бекетова, г. Харьков, Украина

Предлагается новая усовершенствованная методика расчета для построения магнитной характеристики тягового электродвигателя постоянного тока, позволяющая повысить точность расчета в режимах ослабления поля. Разработаны математические модели тягового электропривода с двигателем постоянного тока при использовании функционального преобразователя для определения коэффициента ослабления поля на основе модели вебер-амперной характеристики.

Литература:

1. Bitar Z, Khamis I, Jabi S. Modelling and Simulation of Series DC Motors in Electric Car. — Energy Procedia, science direct, 2014.

2. Bambang K, Soebagio M, Hery P. Design and Development of Small Electric Vehicle Using MATLAM/SIMULINK. — Institute of Technology, Indonesia, 2011.

3. Richard A. Mathematical Modelling and Simulation of a PWM Inverter Controlled Brushless Motor Drive System from Physical Principles for Electric Vehicle Propulsion Applications. — Cork Institute of Technology, Ireland, 2011.

4. Simpower System Toolbox. Matlab R2010.

5. Мокін Б. І., Мокін О. Б. Ідентифікація параметрів моделей та оптимізація режимів системи електропривода трамвая з тяговими електродвигунами постійного струму. — Вінниця: УНІВЕРСУМ — Вінниця, 2008. — 92 с.

6. Вешеневский С.Н. Характеристики двигателей в электроприводе. — М.: Энергия, 1977. — 432 с.

7. Вишник Г.В., Шабалин В.И., Осипов И. Г. и др. Троллейбус пассажирский ЗиУ-682Б — М.: Транспорт, 1977. — 208 с.

8. Корягина Е. Е., Коськин О. А . Электрооборудование трамваев и троллейбусов — М.: Транспорт, 1982. — 296 с.

9. Преобразователь ПТКД-203М. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eltroll.ru

10. Кривовяз В., Васильев П., Маевский В. Тяговый электропривод постоянного тока модернизированного трамвайного вагона Татра-3Е // Силовая электроника — 2007. — № 3. — С. 36–38.

11. Далека В. Х., Пушков П. М . , Андрійченко В. П., Мінєєва Ю. В. Основи електричної тяги: навч. посібник — Х.: ХНАМГ, 2012. — 312 с.

Математическое (имитационное) моделирование общепризнано как эффективный инструмент при исследовании и разработке новых и совершенствовании известных решений электромеханических систем [1]. Это сокращает материальные затраты и снижает сроки внедрения новых энергосберегающих решений. Для тягового электропривода (ТЭП) постоянного тока [2] это, главным образом, решения по модернизации существующих транспортных средств (ТС) городского электротранспорта (ГЭТ) [3], что в данных экономических условиях Украины является актуальной задачей. Этому способствует использование мощных и апробированных программных пакетов типа Маtlab [4] и подобных, которые имеют удобный для пользователя интерфейс и обширную библиотеку элементов для составления моделей и экспериментов на их базе.

Актуальность работы заключается в разработке модели вебер-амперной характеристики для моделирования тягового двигателя постоянного тока (ДПТ) последовательного возбуждения.

Основная проблема при моделировании тягового двигателя постоянного тока (ДПТ) последовательного возбуждения связана с воспроизведением зависимости магнитного потока от токов обмотки возбуждения и якоря, что предполагает наличие адекватной модели вебер-амперной характеристики. В прямом виде вебер-амперная характеристика не приводится. В работе [5] предлагается использование универсальной кривой намагничивания ДПТ последовательного возбуждения, приведенной в [6] для двигателей серий МП, ДП и Д. Поскольку тяговые ДПТ имеют особенности конструкции и магнитной системы, это не всегда корректно. В литературе по ГЭТ [7] можно найти электромеханическую и механическую характеристики для ряда ДПТ, на основании которых можно рассчитать вебер-амперную характеристику при определенных коэффициентах ослабления поля [8]. Однако возникает вопрос, как определить поток при произвольном коэффициенте ослабления. Так, если использовать вебер-амперную характеристику для режима полного поля (ток якоря I Я равен току возбуждения I В), то прямой пересчет значения потока по значению тока последовательной обмотки возбуждения (ПОВ) дает результат, отличный от значений, полученных при использовании электромеханических или механических характеристик конкретного ДПТ.

Для Цитирования:
Шавелкин А.А., Герасименко В.А., Костенко И.А., Мовчан А.Н., Моделирование тягового электропривода с двигателями постоянного тока последовательного возбуждения. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: