По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311, 621.331

Моделирование режимов систем тягового электроснабжения с установками продольной компенсации

Булатов Ю.Н. канд. техн. наук, доцент, Братский государственный университет, г. Братск,
Закарюкин В.П. д-р техн. наук, профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск,
Крюков А.В. д-р техн. наук, профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск,
Алексеенко Е.А. инженер, Восточно-Сибирская дирекция по энергообеспечению Трансэнерго ОАО РЖД, г. Иркутск

Применение установок продольной емкостной компенсации (УПК) существенно снижает сопротивление тяговой сети, что приводит к росту токов короткого замыкания. Для решения задач проектирования и настройки релейной защиты систем тягового электроснабжения (СТЭ), оснащенных УПК, требуется разработка методов и алгоритмов определения аварийных режимов. Универсальный метод определения аварийных режимов в СТЭ может быть реализован с помощью применения фазных координат. В статье представлены результаты исследований, направленных на анализ влияния УПК на токи короткого замыкания в системах электроснабжения железных дорог. Исследования проводились с использованием программных комплексов Fazonord и MatLab.

Литература:

1. Герман Л.А., Бородулин Б.М. Параметры продольной емкостной компенсации тяговой подстанции переменного тока // Вестник ВНИИЖТ. – 2010. – № 1. – С. 22–25.

2. Бородулин Б.М., Герман Л.А., Николаев Г.А. Конденсаторные установки электрифицированных железных дорог. – М.: Транспорт, 1983. – 183 с.

3. Герман Л.А. Продольная емкостная компенсация в системе тягового электроснабжения переменного тока // Железные дороги мира. – 2007. – № 11. – С. 53–58.

4. Герман Л.А., Гончаренко В.П. Современная схема продольной емкостной компенсации в системе тягового электроснабжения // Вестник РГУПС. – 2013. – № 2. – С. 12–17.

5. Автоматизация установки продольной емкостной компенсации в тяговых сетях железных дорог / А.С. Серебряков, Л.А. Герман, В.П. Гончаренко и др. // Электроника и электрооборудование транспорта. – 2012. – № 4. – С. 2–8.

6. Герман Л.А., Герман В.Л. Автоматизация электроснабжения тяговой сети переменного тока. М.: МГУПС, 2014. – 173 с.

7. Герман Л.А., Серебряков А.С. Регулируемые установки емкостной компенсации в системах тягового электроснабжения железных дорог. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – 315 с.

8. Молин Н.И., Соколовский И.А., Щербаков В.С. Установка продольной емкостной компенсации в системе тягового электроснабжения переменного тока // ЭЛТРАНС-2009. – СПб., 2010. – С. 155–165.

9. Доманский И.В. Режимы работы системы тягового электроснабжения переменного тока с устройствами компенсации реактивной мощности // Електротехніка і електромеханіка. – 2015. № 3. – С. 59–66.

10. Исследование эффективности многофункциональных компенсирующих устройств в эксплуатационных условиях / Д.В. Ермоленко, Н.И. Молин, И.В. Павлов и др. // Вестник ВНИИЖТ. –1991. – № 7. – С. 44–47.

11. Steimel A. Electric traction motive power and energy supply. Basics and practical experience. Munchen: Oldenbourg Industrieverlag, 2008. – 334 p.

12. Energieversorgung elektrischer bannen / H. Biesenack, E. Braun, G. George, etc. / Wiesbaden: B.G. Teubner Verlag. 2006. – 732 p.

13. Моделирование аварийных режимов в системах электроснабжения железных дорог / Е.А. Алексеенко, Ю.Н Булатов, В.П. Закарюкин и др. / Под ред. А.В. Крюкова. – Иркутск: ИрГУПС, 2016. – 170 с.

14. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2005. – 273 с.

15. Крюков А.В., Закарюкин В.П. Методы совместного моделирования систем тягового и внешнего электроснабжения железных дорог переменного тока. – Иркутск: ИрГУПС, 2011. – 170 с.

16. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Моделирование многообмоточных трансформаторов в фазных координатах // Электротехника. – 2008. – № 5. – С. 56–61.

17. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Ле Конг Зань. Математические модели узлов нагрузки электроэнергетических систем, построенные на основе фазных координат. – Иркутск: ИрГУПС, 2013. – 176 с.

18. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Мультифункциональный подход к моделированию электроэнергетических систем // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2013. – № 4 (40). – С. 100–107.

Введение. В системах тягового электроснабжения железных дорог (СТЭ) переменного тока широко применяются установки продольной емкостной компенсации (УПК) [1–12]. Основная цель их использования состоит в повышении уровней напряжения в тяговой сети [2, 3]. За счет этого можно увеличить скорость движения поездов и пропускную способность железной дороги, а также снизить потери мощности в тяговой сети (ТС).

Отрицательным эффектом применения УПК является рост токов короткого замыкания (КЗ) из-за снижения сопротивления ТС. Для решения задач проектирования и настройки релейной защиты ТС, оснащенных установками продольной емкостной компенсации, требуется разработка методов и алгоритмов определения аварийных режимов. Универсальный метод определения таких режимов может быть реализован с помощью применения фазных координат [13–18]. В его основу положено представление многопроводных линий и многообмоточных трансформаторов в виде решетчатых схем замещения из RLC-элементов, соединенных по схемам полных графов. Главная идея получения решетчатой схемы заключается в переводе уравнений, описывающих режим, в формат, соответствующий первому закону Кирхгофа, с интерпретацией слагаемых как токов, протекающих по некоторым новым ветвям. Такая концепция позволяет получить полносвязную схему замещения многопроводной системы.

В статье представлены результаты исследований, направленных на разработку методик расчетов нормальных и аварийных режимов СТЭ с установками продольной емкостной компенсации. В качестве инструментальных средств использованы программные комплексы (ПК) Fazonord [14, 15] и MatLab.

Результаты моделирования на основе программного комплекса Fazonord. В программном комплексе Fazonord УПК моделируются с помощью RLC-элементов, включаемых в соответствующие места расчетной схемы. Для анализа влияния УПК выбраны две схемы включения установок, одна из которых представлена на рис. 1.

Для расчетов взят продольный профиль реального участка железной дороги, имеющий значительные протяженные уклоны до 17‰. На рис. 2 изображен профиль расчетного полигона, где ромбиками показано расположение тяговых подстанций. Межподстанционные зоны (МПЗ) ТП1 – ТП2 и ТП2 – ТП3 оснащены УПК по схеме рис. 1, остальные МПЗ не имеют установок продольной компенсации. Емкость батарей УПК 843 мкФ, сопротивление – j3,78 Ом.

Для Цитирования:
Булатов Ю.Н., Закарюкин В.П., Крюков А.В., Алексеенко Е.А., Моделирование режимов систем тягового электроснабжения с установками продольной компенсации. Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: