Рассеянный склероз (РС) (multiple sclerosis — MS) является одним из самых распространенных неврологических расстройств во всём мире. Медико-социальная значимость заболевания обусловлена как прогрессирующим течением заболевания с формированием стойкой инвалидизации, так и преимущественным поражением лиц трудоспособного возраста. По результатам эпидемиологических исследований в настоящее время отмечается увеличение распространенности РС в мире с расширением возрастных, географических и этнических границ [1, 13, 36, 66].
РС также ассоциируется со значительными финансовыми затратами как для системы здравоохранения и государства, так и для самого пациента, его семьи и близких [14, 23, 47, 50].
По оценкам зарубежных исследователей, объем рынка ЛП для лечения РС составил в 2018 г. 25,4 млрд долл. США, при этом ожидается, что в течение 2020 г. будут зарегистрированы 5 новых лекарственных препаратов. Прогнозируется, что их внедрение в практику приведет к росту объема рынка на 1,1 млрд долл. США в течение 10 последующих лет [69].
В соответствии с действующим законодательством РФ для новых ЛП требуется комплексная оценка, включающая в себя сравнение клинической эффективности и безопасности ЛП, оценку экономических последствий его применения, изучение дополнительных последствий его применения в целях принятия решений о возможности включения в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ПЖНВЛП) [2]. Чтобы снизить трудоемкость подобных исследований и обеспечить их надлежащее методологическое качество, рациональным подходом будет использование ранее разработанных клинико-экономических моделей лечения РС, уже прошедших обсуждение и оценку международным экспертным сообществом.
Целью настоящего исследования было выявление клинико-экономических моделей лечения РС, которые могут быть использованы для российского здравоохранения, а также изучение методологических особенностей выявленных моделей для последующего использования при разработке собственной модели РС.