В настоящее время нефтегазовая отрасль России – это ключевой элемент российской промышленности и экономики, которая формирует до 50% доходов бюджета РФ. Зависимость экономики от нефтегазовой отрасли значительно возросла после мирового финансового кризиса 2008–2009 гг., когда государство оказало значительную фискальную поддержку экономике страны, которая расширяла нефтяной дефицит бюджета. Резкое падение цен на нефть в 2014–2015 гг. ухудшило конъюнктуру как российского, так и мирового рынков нефти и газа, что сдерживает инвестиционную деятельность и строительство в нефтегазовой промышленности России. В таких условиях значение моделирования институционального развития резко возрастает.
Нефтегазовая отрасль является стратегической отраслью. Она определяет геополитические возможности и оказывает комплексное воздействие на развитие страны. Россия занимает одно из ведущих мест в мире по добыче и экспорту сырой нефти и природного газа. Однако доля нефтегазовых доходов в ВВП постепенно снижается. В 2010 г., по оценке министра финансов А. Кудрина, она достигала 25%. В ноябре 2015 г. спикер Госдумы РФ С. Нарышкин сообщил, что доля нефтегазового сектора в ВВП к концу 2015 г. упала ниже уровня в 10% [1].
За последние годы в России осуществляются целенаправленные мероприятия для создания институциональных условий с целью стабильного функционирования национальной экономики и ее отраслей, что позволит сконцентрировать имеющийся потенциал для решения стратегических задач, снизить потери на производстве и повысить эффективность производства.
Для качественной оценки, а также обоснования энергетической стратегии и различных программ (например, программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на предприятиях нефтехимической отрасли) предлагается использовать новые инструменты комплексного анализа. Нормативно-правовые институты не соответствуют требованиям развития энергосервисного рынка [2, 3]. В связи с этим разработка экономико-математических моделей и инструментария управления институциональным развитием экономики страны и нефтехимической отраслью позволит решать проблему точечного воздействия на сложные процессы национальной экономики. Определение принципов и этапов моделирования институционального развития энергетической отрасли является требованием времени. Экономико-математическое моделирование институциональных отношений нефтехимической сферы и национальной экономики дает возможность создать целостную картину системного развития социально-экономического строя. Социально-экономические и институциональные процессы можно рассматривать с применением различных моделей. За последние годы развитие получили модели, в которых основным поведенческим мотивом участника сделки (рынка) являются экономические ожидания. Для достижения поставленной цели можно строить модель с большим числом институтов, далее с использованием аппарата множественной регрессии определяется влияние каждого из них в отдельности, а также совокупное их воздействие на моделируемый результативный показатель. Модель множественной регрессии имеет вид: