По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.113

Моделирование ДТП при наезде автомобиля на статичное препятствие

Д. А. Морозов канд. техн. наук, Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск, E-mail: stonemade@yandex.ru
С. В. Хмельницкий канд. техн. наук, Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск, E-mail: stonemade@yandex.ru
В. А. Ковалев канд. техн. наук, Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск, E-mail: stonemade@yandex.ru
П. Г. Руденко асп., Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск, E-mail: stonemade@yandex.ru

Разработана модель дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в результате наезда автомобиля на локальный дорожный подъем для расчета скорости транспортного средства на момент наезда с учетом затрат кинетической энергии на последующее перемещение и механическую работу деформации неподвижного препятствия. Это позволит получить достоверные данные и материалы для дальнейшего объективного рассмотрения дорожно-транспортного происшествия.

Литература:

1. Байэтт Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий [Текст] / Р. Байэтт, Р. Уотс. — М.: Транспорт, 1983. — 288 с.

2. Евтюков С. А., Васильев Я. В. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий / Под общ. ред. С. А. Евтюкова. — СПб.: «Издательство ДНК», 2004. — 288 с.

3. Евтюков С. А., Васильев Я. В. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Справочник. — СПб.: Издательство ДНК, 2006. — 536 с.

4. Судебно-автотехническая экспертиза: Методическое пособие для экспертов-автотехников, следователей и судей /Под редакцией В.А. Иларионова. Ч. 2. — М.; ВНИИСЭ, 1980. — 491 с.

5. Иларионов В. А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов. — М.: Транспорт, 1989. — 255 с.

6. Расследование дорожно-транспортных происшествий / под общ. ред. В.А. Федорова, Б. Я. Гаврилова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 464 с.

7. Транспортно-трассологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Диагностическое исследование: Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. Вып. 2. — М.: ВНИИСЭ, 1988.

8. Yang J., Ren S., Ma Z., Wang H., Luo T. Modeling of road traffic collision accidents’ causes and experimental analysis of influential factors: DongnanDaxueXuebao (ZiranKexue Ban)/ Journal of Southeast University (Natural Science Edition) Volume 45, Issue 5, 20 September 2015, Pages 1008-1012.

9. Справочник по сопротивлению материалов /Писаренко Г. С., Яковлев А. П., Матвеев В. В.: Отв. Ред. Писаренко Г. С. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Наук. Думка, 1988. — 736 с.

10. Физические величины: Справочник/ А. П. Бабичев, Н. А. Бабушкина, А. М. Братковский и дрп.; Под ред. И. С. Григорьева, Е. З. Мейлихова. — М.; Энергоатомиздат, 1991. — 1232 с.

11. Подлоцкий И. Н. Оценка специалистом степени субъективности восприятия очевидцем характеристик внешнего облика человека: Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 8-9.

12. Кисляков С. В. Совершенствование организации проведения следственного эксперимента на первоначальном этапе расследования ДТП с причинением вреда здоровья человека: Российский юридический журнал. 2016 — № 2. С. 108-113.

13. Гольчевский В. Ф., Жигалов Н. Ю., Карнович С. А. Отдельные аспекты алгоритма решения экспертной задачи определения скорости движения пешехода: Российский следователь. 2014 — № 11. С. 3-5.

14. Омуров Ж. М. Эксплуатационные свойства транспортных средств влияющие на режим движения: Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. 2016 —№ 3. С. 141-144.

15. Балакин В. Д., Щипан И. В. Реконструкция механизма дорожно-транспортного происшествия со столкновением легковых автомобилей: Вестник СибАДИ. 2014. — № 36. С. 7-12.

В качестве исходных данных для разработки модели примем следующие условия и значения: дорожно-транспортное происшествие, произошедшее при наезде автомобиля на локальный дорожный подъем (земляной холм), приведший его к дальнейшему перемещению по воздуху и столкновению с электрической опорой на пути перемещения транспортного средства.

Покрытие проезжей части гравийное; состояние проезжей части — сухой гравий.

Вес автомобиля в снаряженном состоянии— 1300 кг. Загруженность— 3 чел.

Требуется определить скорость автомобиля на момент наезда на земляной холм с учетом поднятия транспортного средства на высоту 3 м с одновременным перемещением по воздуху на расстояние 16,4 м, столкновением с электрической опорой на пути перемещения и её разрушением.

Практические и теоретические аспекты определения параметров движения транспортного средства на момент столкновения рассмотрены в работах многих отечественных (Евтюков С. А., Рябчинский А. И., Суворов Ю. Б., Боровских Б. Е.) и зарубежных авторов (R Byatt, R Watts, Christopher J. L. Murray, Сollins J. C., Morris J. L.). Это является первоочередной задачей при расследовании причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Существует большое количество объективных и субъективных параметров, которые находятся в причинно-следственной связи с ДТП. Поэтому стандартные подходы нередко не позволяют достоверно реконструировать процесс ДТП, что и обусловило необходимость в разработке математической модели для данного конкретного случая.

В процессе реконструкции дорожно-транспортного происшествия (ДТП) существующие методы зачастую не позволяют получить необходимые результаты вследствие отсутствия в исходных данных параметров, требуемых для расчета. Одним из таких параметров является скорость транспортного средства в момент инцидента. По величине скорости устанавливают причинно-следственные связи, обусловливающие ДТП. Например, скорость движения необходима для восстановления взаимного расположения транспортных средств на момент возникновения опасности, т.е. решения вопроса о возможности водителя путем применения экстренного торможения предотвратить ДТП.

Для Цитирования:
Д. А. Морозов, С. В. Хмельницкий, В. А. Ковалев, П. Г. Руденко, Моделирование ДТП при наезде автомобиля на статичное препятствие. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: