По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: : 656, 004.89, 656.052

Моделирование для зубчатых железных дорог

Шлапак В.В. канд. техн. наук, доцент, декан геодезического факультета, Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), Москва, Россия, geofak@miigaik.ru
Лонский И.И. канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной информатики, Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), Москва, Россия, lonski@inbox.ru

Статья исследует моделирование, включая информационное для анализа проектов зубчатых железных дорог. Описаны принципиальные схемы стоек зубчатых железных дорог. Описана эволюция зубчатых железных дорог. Описаны принципы дискретизации при моделировании этих дорог. Статья описывает качественные ключевые показатели зубчатых железных дорог.

Литература:

1.  Jehan, David (2003). Rack Railways of Australia (2nd. ed.). Illawarra Light Railway Museum Society. ISBN 0‑9750452‑0‑2.

2.  Roman Abt, Mountain and Rack Railways Cassier»s Magazine, Vol. XXXVII, No. 5 (March 1910); page 525.

3. Sylvester Marsh. cog-railway.com.

4.  Sylvester Marsh, Improved CogRail for Railroads, U.S. Patent 61,221, January 15, 1867.

5.  C.H.  Hitchcock, Chapter IV: The Approaches to Mount Washington, Mount Washington in Winter, Chick and Andrews, Boston, 1871; page 82–85.

6.  Roman Abt, Permanent Way for Mountain Railways, U.S. Patent 284,790, September 11, 1883.

7. Roman Abt, Locomotive, U.S. Patent 339,831, April 13, 1886.

8. Roman Abt, Rack-Rail for Railways, U.S. Patent 349,624, September 21, 1886.

9.  Tsvetkov  V.Ya.  Integer Coordinates as an Nanotechnological Instrument // Nanotechnology Research and Practice. –2014, Vol. 4, No. 4, pp. 230–236.

10. Цветков  В.Я.  Геоинформационное моделирование // Информационные технологии. — 1999. — № 3. — С. 23–27.

11. S.G.  Dyshlenko. Principles of Geoinformation Modeling. // European Journal of Technology and Design, 2016, Vol. (11), Is. 1, pp. 13–19. DOI: 10.13187/ ejtd. 2016.11.13 www.ejournal4.com/

12. Куприянов  А.О.  Цифровое моделирование железнодорожного пути // Образовательные ресурсы и  технологии.  — 2016.  — №  3 (15).  — С. 104–114.

13. Tsvetkov  V.Yа.  Spatial Information Models // European researcher. Series  A.  — 2013.  — N  10–1 (60).  — P. 2386–2392.

14. Зайцева  О.В.  Развитие цифрового моделирования// Славянский форум. — 2015. — № 3 (9). — С. 105–112.

15. Цветков  В.Я.  Цифровые карты и  цифровые модели // Геодезия и  аэрофотосъемка. — 2000. — № 2. — С. 147–155.

16. Цветков  В.Я.  Использование цифровых моделей для автоматизации проектирования // Проектирование и  инженерные изыскания.  — 1989. — № 1. — С. 22–24.

17. Куприянов А.О. Цифровое моделирование при подземных геодезических работах // Образовательные ресурсы и технологии. — 2015. — № 4 (12). — С. 57–65.

18. Ознамец  В.В.  Геодезическое информационное обеспечение устойчивого развития территорий.  — М.: МАКС Пресс, 2018. — 134 с.

19. Тихонов А.Н., Цветков В.Я. Методы и  системы поддержки принятия решений. — М.: Макс Пресс, 2001. — 312 с.

20. Цветков В.Я. Информационноизмерительные системы и технологии в геоинформатике. — М.: МАКС Пресс, 2016. — 94 с. ISBN 978‑5‑317‑05117‑4

21. Цветков В.Я. Геоинформационный мониторинг // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2005. — № 5. — С. 151–155.

22. Скнарина  Н.А. Разработка геоинформационной технологии исследования оползневых процессов. Дисс., канд. техн. наук. Специальность 25.00.35  — Геоинформатика.  — М.: МИИГАиК, 2012. — 164 с.

23. Лёвин  Б.А., Розенберг  И.Н., Цветков  В.Я. Транспортные киберфизические системы // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — № 3 (3). — С. 3–15.

В процессе развития человек активно осваивал земную поверхность и создавал различные виды транспорта для перемещения по ней. В первую очередь человек осваивал равнинные районы и прибрежные районы из‑за удобства транспортировки грузов. С течением времени освоению стали подвергаться горные районы. Однако при этом возникли естественные транспортные проблемы. Одним из ограничений обычных дорог, и железных дорог в особенности, является крутой подъем. Для преодоления этого ограничения создают серпантины, зубчатые железные дороги и фуникулеры. Серпантины существенно удлиняют путь и не везде возможная их прокладка. Фуникулеры имеют ограниченную грузоподъемность. Их функционирование существенно зависит от силы и направления воздушных потоков. Зубчатые железные дороги (ЗЖД) стали радикальным решением в преодолении крутых подъемов.

Основной принцип ЗЖД — использование зубчатых колес, которые повышают сцепление с рельсом. По этой причине поезда зубчатой железной дороги снабжены специальными зубчатыми колесами. Зубчатые железные дороги распространены достаточно широко и являются не только средством доставки туристов, но и технической достопримечательностью. Зубчатые железные дороги созданы в Австрии, Бразилии, Германии, Греции, России, Швейцарии и других странах. Локомотив зубчатой железной дороги соединяется своим зубчатым колесом с шестерней третьего рельса и только поэтому не скатывается назад.

Технологически ЗЖД представляет собой крутую железную дорогу с зубчатой рейкой, обычно стоящей между направляющими. Поезда оснащены одним или несколькими зубчатыми колесами или шестернями, которые соединяются с этой стойкой. Такая конструкция позволяет поездам работать на крутых склонах выше 7–10%, что является пределом для колес с трением. Большинство рельсовых зубчатых железных дорог являются горными железными дорогами, хотя некоторые из них — транзитные железные дороги или трамваи, — построены также для преодоления крутого градиента в городской среде.

Первой зубчатой железной дорогой была Миддлтонская железная дорога между Миддлтоном и Лидсом в Западном Йоркшире, Англия. Первый коммерчески успешный паровой поезд, Саламанка, прошел испытания в 1812 году. Он использовал систему зубчатых реек, разработанную и запатентованную в 1811 году Джоном Бленкинсоном [1].

Для Цитирования:
Шлапак В.В., Лонский И.И., Моделирование для зубчатых железных дорог. Конструкторское Бюро. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: