Наиболее распространенными причинами пожаров на автостоянках закрытого типа являются: замыкание электропроводки, самовозгорание веществ и материалов, поджоги, нарушение эксплуатации автомобиля, взрыв газа в автомобилях, работающих на сжатом и сжиженном газе (пропан, бутан). В табл. 1 представлена динамика пожаров среди легковых автомобилей со смертностью и травматизма в России за период 2018–2020 гг.
По результатам анализа табл. 1 видно, что в России за период с 2018 по 2020 г. произошло 39 208 пожаров, в результате которых пострадали 611 человек и погибли 247 человек, что подвергает высокую степень опасности для человека и окружающую среду особенно в местах их массового размещения.
Поскольку характер распространения пожара на открытой местности отличается от пожара на автостоянках различных типов, в связи с чем большую важность приобретает моделирование ситуаций при пожаре на автостоянках закрытого типа.
В настоящее время для моделирования возможных чрезвычайных ситуаций, включая пожары, используются различные программные продукты. Один из таких продуктов — Fenix+3, который позволяет моделировать динамику развития пожара на автостоянках закрытого типа. Для этого используется полевой метод моделирования пожара, основанный на универсальной математической модели, учитывающей влияние разнообразных факторов на развитие пожара, а также проверенное программное обеспечение c открытым исходным кодом — Fire Dynamics Simulator (FDS). В данной программе заложена гидродинамическая модель, с помощью которой возможно вычислить перемещения воздушных потоков, вызванных пожаром. Для этого решаются уравнения Навье-Стокса, которые описывают низкоскоростные потоки, за счет изменения температуры, а также при помощи уравнения Навье-Стокса рассчитывается распространения дыма и распределение температуры.
Также в программном продукте Fenix+3 представлен большой выбор горючих материалов, на которых возможно разместить очаг пожара. Параметры очага такие как: горючая нагрузка (количество теплоты, которое может быть выделено при пожаре из пожарной нагрузки и измеряется в МДж), удельная мощность (описывает энергетическую интенсивность горения в определенной точке пожара в кВт/м²), максимальная мощность (характеризует интенсивность горения и измеряется в кВт) и линейная скорость распространения пламени (скорость, с которой пламя распространяется вдоль поверхности горючего материала и измеряется в м/с) задаются программой автоматически в зависимости от параметров материла объекта, непосредственно на котором размещается очаг пожара [6].