По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Моделирование динамики развитие пожара на автостоянке закрытого типа

С. А. Михайлов Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Российская Федерация, e-mail: stepanmihajlov387@gmail.com
Д. А. Уразбахтин Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Российская Федерация
Д. А. Тараканов Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Российская Федерация

В статье рассмотрены статические данные по пожарам автомобиля, в том числе на автостоянках закрытого типа. С помощью модели Fire Dynamics Simulator в программе Fenix +3 проведено моделирование динамики теплового потока в пространстве и во времени для определения возможной обстановки на таких объектах.

Литература:

1. Моторыгин Ю. Д., Акимова А. Б. Декомпозиция факторов, влияющих на развитие горения автотранспортных средств, в закрытых автостоянках // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2021. №1. 9-16 с.

2. Войтовский И. С. Выпускная квалификационная работа: «Построение системы пожарной безопасности многоуровневой подземной парковки в жилом доме на основе применения систем пожарообнаружения и оповещения фирмы «Болид» на примере жилого дома №5 ЖК «Скандинавия» г. Москвы» / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». Тольятти 2021. 64 с.

3. Прокуратура Московской области [Электронный ресурс]: Бесплатная парковка для инвалидов URL: //https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_50/activity/legal-education/ explain?item=73085708 (дата обращения 28.08.2023).

4. Эффективное решение задач в сфере пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Fire Dynamics Simulator URL: //https://mst.su/fenix3/ (дата обращения 28.08.2023).

5. Программа для расчета опасных фактров пожара (ОФП) на основе FDS [Электронный ресурс]: Программа FDS (Fire Dynamics Simulator) URL: //http://fireguide.ru/asRPR (дата обращения 29.08.2023).

6. MST [Электронный ресурс]: Очаг пожара URL.: //https://mst.su/support/fenixplus3/ userguide/instrumenty_chercheniya/ochag_pozhara/ (дата обращения 29.08.2023).

7. Автомобильное наследие [Электронный ресурс]: Интерьер автомобиля URL: // https://automotive-heritage.com/article/13/ (дата обращения 05.09.2023).

8. Морский Д. Р., Жукалов В. И. Использование противопожарного полотна при возгорании легковых автомобилей // Сборник материалов VIII Международной заочной научно-практической конференции «Технологии ликвидации чрезвычайных ситуаций». 2022. 189-191 с.

Наиболее распространенными причинами пожаров на автостоянках закрытого типа являются: замыкание электропроводки, самовозгорание веществ и материалов, поджоги, нарушение эксплуатации автомобиля, взрыв газа в автомобилях, работающих на сжатом и сжиженном газе (пропан, бутан). В табл. 1 представлена динамика пожаров среди легковых автомобилей со смертностью и травматизма в России за период 2018–2020 гг.

По результатам анализа табл. 1 видно, что в России за период с 2018 по 2020 г. произошло 39 208 пожаров, в результате которых пострадали 611 человек и погибли 247 человек, что подвергает высокую степень опасности для человека и окружающую среду особенно в местах их массового размещения.

Поскольку характер распространения пожара на открытой местности отличается от пожара на автостоянках различных типов, в связи с чем большую важность приобретает моделирование ситуаций при пожаре на автостоянках закрытого типа.

В настоящее время для моделирования возможных чрезвычайных ситуаций, включая пожары, используются различные программные продукты. Один из таких продуктов — Fenix+3, который позволяет моделировать динамику развития пожара на автостоянках закрытого типа. Для этого используется полевой метод моделирования пожара, основанный на универсальной математической модели, учитывающей влияние разнообразных факторов на развитие пожара, а также проверенное программное обеспечение c открытым исходным кодом — Fire Dynamics Simulator (FDS). В данной программе заложена гидродинамическая модель, с помощью которой возможно вычислить перемещения воздушных потоков, вызванных пожаром. Для этого решаются уравнения Навье-Стокса, которые описывают низкоскоростные потоки, за счет изменения температуры, а также при помощи уравнения Навье-Стокса рассчитывается распространения дыма и распределение температуры.

Также в программном продукте Fenix+3 представлен большой выбор горючих материалов, на которых возможно разместить очаг пожара. Параметры очага такие как: горючая нагрузка (количество теплоты, которое может быть выделено при пожаре из пожарной нагрузки и измеряется в МДж), удельная мощность (описывает энергетическую интенсивность горения в определенной точке пожара в кВт/м²), максимальная мощность (характеризует интенсивность горения и измеряется в кВт) и линейная скорость распространения пламени (скорость, с которой пламя распространяется вдоль поверхности горючего материала и измеряется в м/с) задаются программой автоматически в зависимости от параметров материла объекта, непосредственно на котором размещается очаг пожара [6].

Для Цитирования:
С. А. Михайлов, Д. А. Уразбахтин, Д. А. Тараканов, Моделирование динамики развитие пожара на автостоянке закрытого типа. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала