По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 622.232.72

Моделирование адаптивной опорной системы бесцепных устройств перемещения очистных комбайнов

Горобец И. А. канд. техн. наук, доцент, Донецкий национальный технический университет, г. Донецк, Е-mail: igor.gorobets2022@yandex.ru

Показаны варианты конструкции движителя бесцепных устройств перемещения (БСП) очистного комбайна. Приведены недостатки движителей БСП. Дан анализ характера изменения радиального усилия зубчатого зацепления БСП. Описано новое устройство и общая схема работы адаптивной опорной системы очистного комбайна с исполнительным механизмом в виде гидравлического цилиндра. Разработана математическая модель, описывающая динамические процессы в узловых точках системы с учетом воздействия внешних возмущений, передающихся на шток гидроцилиндра, управляющих воздействий и демпфирующих свойств гидроаккумулятора. Разработанные устройство и математическая модель функционирования динамической адаптивной опорной системы комбайна позволят выполнить исследования эффективности адаптивного управления процессом зацепления колесно-реечного движителя БСП и выявить новые направления улучшения параметров систем перемещения очистных комбайнов.

Литература:

1. Kotwica K. Impact of Geometry of Toothed Segments of the Innovative KOMTRACK Longwall Shearer Haulage System on Load and Slip during the Travel of a Track Wheel / K. Kotwica, G. Stopka, M. Kalita, D. Bałaga, M. Siegmund // Open journal MDPI Energies — 2021, 14, 2720. https://doi.org / 10.3390 / en14092720.

2. Горобец И. А. Результаты исследования параметров движителей БСП очистных комбайнов // Разработка месторождений полезных ископаемых: респ. межвед. научно-техн. сб. — Донецк: ДПИ, 1991. — Вып. 88. — С. 31–36.

3. Горобец И. А. Повышение производительности очистного комбайна // Главный механик. — М.: Панорама, 2021. — № 9 (217). — С. 10–17.

4. Лукиенко Л. В. Расширение области применения электровозной откатки для горно-транспортных машин за счет использования зубчато-реечных передач / Л. В. Лукиенко, К. В. Гальченко, И. В. Литвинов, В. В. Исаев // Горный информационно-аналитический бюллетень. — М.: Горная книга, 2017. — № 9. — С. 52–59.

5. Kotwica K. Simulation tests of new solution of the longwall shearer haulage system / K. Kotwica, G. Stopka, P. Gospodarczyk // Materials Science and Engineering Innovative mining technologies (IMTech Scientific and Technical Conference) 14–16 October 2019 — Szczyrk: Poland, 2019 — Vol. 679. — Рart 2. — Р. 1–8.

6. Горобец И. А. Исследования формы зубьев рейки движителя механизма перемещения // Главный механик. — М.: Панорама, 2023. — № 3. — С. 41–48.

7. Горелик В. С. Моделирование устройства уравновешивания валков толстолистового стана 3000 / В.С. Горелик, А.В. Деркач, А.В. Хорхордин, А. В. Горковенко, В. Б. Недосекин // Защита металлургических машин от поломок. — Мариуполь, 1999. — Вып. 4. — С. 12–17.

8. Гладчук Е. А. Параметрическое моделирование технической системы нестабильной структуры // Прогрессивные технологии и системы машиностроения: международный сборник научных трудов. — Донецк: ДонНТУ, 2016. — Вып. № 3 (54) — С. 25–29.

Большинство объектов транспортного, горного, аэрокосмического и других видов машиностроения для преобразования вращательного в поступательное движение комплектуются колесно-реечными передачами (рис. 1). Как правило, такие колесно-реечные движители являются высоконагруженными узлами, которые подвергаются знакопеременным динамическим нагрузкам из-за специфического характера внешних воздействий на объект перемещения, конструктивных особенностей профиля зубьев зацепления и наличия трения скольжения в зубчатой передаче, условий зацепления зубьев передачи и эксплуатационных погрешностей взаимного расположения элементов движителя. Таким сложным условиям воздействия подвержены и системы перемещения очистных комбайнов для выемки полезных ископаемых (рис. 2, 3) — бесцепные системы подачи (БСП) на основе колесно-реечных движителей [1, 2].

Тем не менее, несмотря на разновидности конструкций реек движителя БСП, все передачи характеризуются наличием знакопеременных радиальных усилий (рис. 4, 5), которые не только приводят к снижению КПД движителя, но и способствуют снижению долговечности передачи, вплоть до прекращения ее функционирования [1, 2, 5]. Негативная ситуация усугубляется наличием обязательного технологического зазора в опорной системе комбайнов, который необходим для реализации его перемещения в условиях неровностей горной поверхности почвы. Такой технологический зазор в опорах очистного комбайна составляет от 10 до 25 мм и является источником возможного изменения межцентрового расстояния между приводным колесом и зубчатой рейкой очистного комбайна, приводящего к резким колебаниям величины радиального усилия зацепления колесно-реечного движителя БСП (рис. 4) [1].

Смещение участков зубчатых реек в месте их соединения друг с другом в пространстве, приводящее к изменению шага зубьев сочлененных реек, также приводит к негативным изменениям в зацеплении, в результате чего дополнительно увеличивается значение радиального усилия и, как следствие, снижается КПД движителя.

Для Цитирования:
Горобец И. А., Моделирование адаптивной опорной системы бесцепных устройств перемещения очистных комбайнов. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: