По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Модели организации органов опеки и попечительства

В статье рассмотрены существующие модели организации органов опеки и попечительства. В некоторых субъектах функции опеки возложены на органы региональной власти, в других субъектах полномочия переданы органам местного самоуправления, есть субъекты, в которых одна часть полномочий у региональных органов, а другая — у органов местного самоуправления. Рассматриваем смешанную модель в Тамбовской области.

Литература:

1. Адилова Б., Кабардиева Ф. А. Опека и попечительство как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей//Студенческая наука: проблемы, тенденции, перспективы развития: материалы третьей Всероссийской студенческой научно-практической конференции/под ред. Рамазановой Р. М., Шихамировой Б. А., Пицхелаури Э. М. 2016. С. 238–243.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1994. № 3. Ст. 3301.

3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»//Российская газета. 08.06.2015. № 122.

4. Апенова Н. И. Защита и реализация прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства//Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты/отв. ред.: Горохов А. А. 2015. С. 30–32.

5. Карева Е. Д. Модели организации органов опеки и попечительства//Актуальные исследования. 2022. № 13 (92). С. 33–35. URL: https://apni.ru/article/3921-modeli-organizatsiiorganov-opeki-i-popechit.

При определении компетенции субъектов РФ в сфере опеки и попечительства (далее — ООиП) представляется целесообразным использование принципа централизации. Как отмечается в литературе, в настоящее время российский конституционализм приближается к централизованной модели, «что обусловлено в определенной мере особенностью развития правовой культуры России на современном этапе». При учете региональной специфики следует иметь в виду, что, к сожалению, акты нормотворчества субъектов РФ далеко не всегда по содержанию соответствуют федеральному законодательству. Однако есть и еще более важное обстоятельство — в законах субъектов РФ в анализируемой сфере, как правило, присутствуют гражданско-правовые по природе нормы. Такое положение неслучайно. Оно свидетельствует о том, что необходимые для опеки и попечительства правовые нормы появляются именно там, где нужда в них особенно велика — на местах, в регионах. При этом региональный законодатель подчас интуитивно пытается урегулировать отношения по устройству детей при помощи такого инструмента, как гражданскоправовой договор.

В некоторых субъектах функции опеки возложены на органы региональной власти, в других субъектах полномочия переданы органам местного самоуправления, есть субъекты, в которых часть полномочий — у региональных органов, а другая — у органов местного самоуправления.

Практика сложилась таким образом, что вопросами по государственному управлению в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами наделены исполнительные органы разных направлений деятельности (по данным 2019 года): в сфере образования — в 47 субъектах Российской Федерации; в сфере труда, социальной защиты, здравоохранения — в 36; созданы ведомства по делам семьи и детей в отдельные ведомства по опеке и попечительству — в двух.

Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют ООиП, образованные в соответствии с федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются ООиП. При этом федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об опеке и попечительстве» не регулируют вопросы объема и сроков передачи этих полномочий.

Для Цитирования:
Екатерина КАРЕВА, Модели организации органов опеки и попечительства. Глава местной администрации. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: