При определении компетенции субъектов РФ в сфере опеки и попечительства (далее — ООиП) представляется целесообразным использование принципа централизации. Как отмечается в литературе, в настоящее время российский конституционализм приближается к централизованной модели, «что обусловлено в определенной мере особенностью развития правовой культуры России на современном этапе». При учете региональной специфики следует иметь в виду, что, к сожалению, акты нормотворчества субъектов РФ далеко не всегда по содержанию соответствуют федеральному законодательству. Однако есть и еще более важное обстоятельство — в законах субъектов РФ в анализируемой сфере, как правило, присутствуют гражданско-правовые по природе нормы. Такое положение неслучайно. Оно свидетельствует о том, что необходимые для опеки и попечительства правовые нормы появляются именно там, где нужда в них особенно велика — на местах, в регионах. При этом региональный законодатель подчас интуитивно пытается урегулировать отношения по устройству детей при помощи такого инструмента, как гражданскоправовой договор.
В некоторых субъектах функции опеки возложены на органы региональной власти, в других субъектах полномочия переданы органам местного самоуправления, есть субъекты, в которых часть полномочий — у региональных органов, а другая — у органов местного самоуправления.
Практика сложилась таким образом, что вопросами по государственному управлению в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами наделены исполнительные органы разных направлений деятельности (по данным 2019 года): в сфере образования — в 47 субъектах Российской Федерации; в сфере труда, социальной защиты, здравоохранения — в 36; созданы ведомства по делам семьи и детей в отдельные ведомства по опеке и попечительству — в двух.
Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют ООиП, образованные в соответствии с федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются ООиП. При этом федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об опеке и попечительстве» не регулируют вопросы объема и сроков передачи этих полномочий.