По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2003-09

Модель рабочего места главной медицинской сестры

Мунтян Ирина Александровна ассистент кафедры сестринского дела, ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: muntyan.i@yandex.ru, http://0000-0001-5316-5368

Модель рабочего места медицинской сестры включает в себя 14 элементов, представляющих собой качественные и количественные характеристики рабочего места. Анализ этих элементов позволил сформировать и предложить модель рабочего места для главной медицинской сестры.

Литература:

1. Егоршин А. П. Управление персоналом. — Н. Новгород: НИМБ. 2013.

2. Управление организацией: Учебник / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М. 2017.

3. Управление персоналом организации: Учебник / под ред. А. Я. Кибанова. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2018; 695 с.

1. Egorshin A. P. Upravlenie personalom (Human resource management). Nizhny Novgorod, NIMB Publ., 2013.

2. Textbook: Upravlenie organizatsiey (Organization Management. Edited by A. G. Porshnev, Z. P. Rumyantseva, N. A. Salomatin. 2nd enlarged edition). Moscow, INFRA-M Publ., 2017.

3. Textbook: (Human resource management in the organization. Edited by of A. Ya. Kibanov. 4th revised and enlarged edition). Moscow, INFRA-M Publ., 2018; 695 p.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Результаты деятельности многих лечебно-профилактических учреждений, накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности деятельности лечебного учреждения и его конкурентоспособности. Эффективность реформирования системы здравоохранения в большинстве случаев определяется качеством рабочей силы и приводит к глубоким изменениям в трудовой деятельности человека. Упраздняются старые и создаются новые рабочие места, что вызывает структурные сдвиги на рынке труда. С одной стороны, создаются предпосылки сохранения определенного числа безработных, с другой стороны, перманентно испытывается недостаток в квалифицированных сестринских кадрах, отвечающих современным требованиям [1, 2].

Цель исследования — формирование модели рабочего места главной медицинской сестры медицинских организаций г. Самары и Самарской области.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Данные социологического исследования проведены на базе семи современных многопрофильных медицинских организаций. Респондентами стали 800 медицинских сестер, из них 240 человек (30 %) сестер-руководителей (7 главных медицинских сестер — 0,8 % и 233 старшие медицинские сестры — 29 %).

Модель рабочего места медицинской сестры, по нашему мнению, включает 14 элементов, представляющих собой качественные и количественные характеристики рабочего места.

1. Кадровые данные: листок по учету кадров, трудовая книжка, характеристика, автобиография, копия документа об образовании.

2. Опыт работника: жизненный, производственный, государственный, общественный. Определяется путем интервью и анкетирования.

3. Профессиональные знания по конкретным учебным дисциплинам выявляются путем программированного контроля знаний и в результате деловых игр.

4. Профессиональные умения: совокупность управленческих работ, которые может выполнять работник. Выявляются путем программируемого контроля, собеседования и в процессе деловых игр и практических занятий.

5. Личностные качества: совокупность деловых качеств и недостатков специалиста, определяемых путем социологического опроса.

6. Психология личности: тип личности, темперамент, интеллект, мотивация. Определяются путем психологического тестирования специалиста.

7. Здоровье и работоспособность с медицинской диагностикой состояния: здоров, практически здоров, болен.

8. Уровень квалификации: определяется приобретенной специальностью, образованием и повышением квалификации.

9. Хобби выявляется методом интервью, наблюдения и анкетирования.

10. Вредные привычки и недостатки: пристрастие к алкоголю и курению и пр. Выявляются путем анкетирования, наблюдений и социологического опроса.

11. Организация труда: помещения, технические средства, транспорт. Устанавливаются по нормативам организации рабочего места и путем опроса сотрудника.

12. Оплата труда: зарплата, премии, вознаграждения определяются по штатному расписанию и среднему доходу работающих в данном регионе.

13. Социальные блага: путевки, фирменная одежда, питание и др. выявляются путем опроса работника и на основе устанавливаемых в лечебно-профилактическом учреждении средних выплат из фонда социального развития.

14. Социальные гарантии: пособие по нетрудоспособности, страхование жизни, пенсия, пособие в случае увольнения. Определяются на основе государственных стандартов.

Анализ этих элементов позволил нам сформировать и предложить модель рабочего места для главной медицинской сестры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИCСЛЕДОВАНИЯ

В результате проведенного анализа результатов исследования модель рабочего места главной медицинской сестры выглядит следующим образом.

По кадровым данным преимущество отдается женскому полу (отметили 728 респондентов — 91 %), оптимальный возраст для главной медицинской сестры выбран в интервале от 30 до 40 лет (определили 616 медицинских сестер — 77 %), семейное положение первого руководителя сестринского персонала не имеет значения по мнению 432 (54 %) специалистов, впрочем, как и социальное положение (отметили 624 человека — 78 %). Хотя одной из важнейших личных характеристик работника является его социальный статус. Семейный, степенный работник способен на более высококачественную работу, чем холостяк.

Внешность главной медицинской сестры должна обязательно быть в большинстве случаев обаятельной (что отметили 400 представителей сестринского персонала — 50 %).

Опыт специалиста определяется в большинстве случаев по производственному стажу. Он является важнейшим критерием уровня квалификации работника. Поэтому большинство работодателей предпочитают наем работников с опытом. Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в организации.

По мнению сестринского персонала, профессиональный стаж главной медицинской сестры до занимаемой должности должен быть не менее 10 лет (отметили 436 респондентов — 66 %).

Профессиональные знания являются основой эффективной деятельности каждого руководителя. Исключение не составляет и главная медицинская сестра. Наиболее весомыми и важными для управления персоналом и организации работы медицинских работников, по мнению опрошенных, являются: знания в области психологии (отметили 712 человек — 89 %), управления (указали 688 человек — 86 %), знания приказов Министерства здравоохранения РФ (посчитали важными 672 человека — 84 %), законодательства (648 человек — 81 %), асептики и антисептики (отметили 632 человека — 79 %), педагогики (заметили 624 специалиста — 78 %), знания экономики, как и этики взаимоотношений (необходимы для 600 руководителей, что составляет 75 %), знание современных моделей сестринского ухода (указали 592 человека — 74 %).

Профессиональные умения также важны для главной медицинской сестры, так как в большинстве случаев ей приходится выступать в роли эксперта, что подразумевает и элементы практической профессиональной деятельности. Наиболее необходимыми практическими навыками были отмечены: навыки работы с людьми (отметили 752 респондента — 94 %), разработка программ обучения медицинских сестер (указали 736 человек — 92 %), владение компьютером (становится важным для 688 специалистов сестринского звена — 86 %), использование стандартов сестринского ухода (актуально для 632 медицинских сестер — 79 %), ведение методической работы (отметили 624 человека — 78 %), определение качества сестринского ухода (необходимо для 608 специалистов — 76 %), составление графиков работы (указали 600 человек — 75 %).

Большинство руководителей подбирают работников, оценивая их по полученному образованию. При равных показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, и критерии образованности должны непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и содержание образования, его соответствие рассматриваемой работе.

Уровень квалификации главной медицинской сестры определяется следующими характеристиками: образование — высшее по специальности 040600 «сестринское дело», квалификация «менеджер» (отметили 744 специалиста — 93 %); специальности: 0401 «лечебное дело», квалификация «фельдшер» (указали 536 человек — 67 %); 0406 «сестринское дело», квалификация «медицинская сестра» (отметили 368 специалистов сестринского звена, что составляет 46 %). Повышение квалификации главной медицинской сестры, по мнению медицинских работников, должно проходить на факультетах высшего сестринского образования медицинских вузов (заметили 712 человек — 89 %) и в школах управления (указали 328 респондентов — 41 %).

Не последнее место в определении модели рабочего места главной медицинской сестры играют ее личностные характеристики. При всей кажущейся простоте эта группа показателей связана с большими проблемами при их отборе, формулировке и учете. Это обусловлено широким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом при их восприятии и повышенной вероятностью нарушения правил выбора критериев. Главная проблема кроется в отсутствии возможности непосредственного наблюдения свойств личности.

Указанные особенности применения личностных свойств в качестве показателей оценки персонала требуют осторожного и взвешенного подхода при обязательном сочетании с другими группами показателей.

Из человеческих качеств морального характера наиболее желательными, по мнению сестринского персонала, должны быть: справедливость (отметили 760 человек — 95 %), порядочность и воспитанность (уточнили 728 специалистов — 91 %), доброжелательность (подчеркнули 704 респондента — 88 %), внимательность и пунктуальность (посчитали важными 688 специалистов — 86 %), принципиальность и ответственность (подметили 680 медицинских сестер — 85 %), честность (отметили 656 человек — 82 %), отзывчивость (актуальна для 640 представителей сестринского персонала — 80 %), терпимость (вспомнили 624 человека — 78 %), оптимизм (указали 616 человек — 77 %). При определении деловых качеств первого руководителя сестринского персонала были отмечены следующие: умение слушать людей (важно для 736 специалистов — 92 %), организованность (необходима, по мнению 704 медицинских сестер, — 88 %), умение доводить порученное дело до конца (актуально для 696 человек — 87 %), широта кругозора (важна для 672 респондентов — 84 %), дипломатичность (отметили 664 человека — 83 %), умение видеть перспективу (указали 656 человек — 82 %), деловитость (популярна среди 640 представителей средних медицинских работников — 80 %), целеустремленность и исполнительность (отметили 624 респондента — 78 %), предприимчивость и хозяйственность (посчитали необходимыми 616 человек — 77 %), коммуникабельность (указали 608 специалистов сестринского дела — 76 %), дисциплинированность и трудолюбие (отметили 600 медицинских сестер — 75 %).

Психология личности играет особенную роль в деятельности любого руководителя, особенно руководителя-женщины. С точки зрения женщин, которые составляют около 95 % специалистов среднего медицинского звена, имеющих образование по специальностям 0406 и 040600 — «сестринское дело», 0401 «лечебное дело», преобладающим типом личности должен быть экстраверт (отметили 600 представителей сестринской профессии — 75 %). По темпераменту — первое место отдано сангвинику (указали 680 респондентов — 85 %), а уровень интеллекта, без сомнений, высокий отметили 744 медицинские сестры — 93 %.

Здоровье и работоспособность сестринского персонала постепенно становятся одним из важных факторов, способствующих эффективной деятельности лечебно-профилактического учреждения.

Существуют многие виды работ, требующие от исполнителя определенных физических качеств, обычно сводящихся к выносливости, силе, здоровью. С этой целью следует выявлять физические и медицинские характеристики преуспевающих работников и использовать эти данные как критерии, но только тогда, когда все или большинство работников им соответствуют.

Исполнение функциональных обязанностей главной медицинской сестрой довольно часто требует от нее хорошей физической подготовки и наличия потенциального здоровья, как физического, так и психического. По полученным нами результатам исследования, лишь 368 (46 %) работоспособных сестер-руководителей могут назвать себя здоровыми людьми, а 624 (78 %) — практически здоровыми. Правда, для некоторых специалистов здоровье и работоспособность главной медицинской сестры не имеет значения (заметили 48 человек — 6 %).

Хобби (увлечения) являются для любого человека своеобразной характеристикой его внутреннего мира, его предпочтений и вкусов, что накладывает отпечаток и на деловую сторону жизни личности. Первое место из предлагаемых вариантов увлечений заняла литература (отметили 624 человека — 78 %), второе — искусство в виде живописи и музыки (указали 560 респондентов — 70 %), третье — театр и кино (популярны у 528 человек — 66 %). К сожалению, спорт в жизни главной медицинской сестры не востребован и занимает последнее место (отметили 416 специалистов — 52 %).

Существование вредных привычек (имелись в виду курение и алкоголь) у руководителя высшего сестринского звена просто не может быть, по мнению 99 % респондентов.

Организация труда главной медицинской сестры, по полученным данным, желает быть более качественной и комфортной. Отдельный кабинет и служебный телефон, по полученным данным, должны иметь 736 руководителей высшего сестринского звена (92 %), наличие компьютера в кабинете сестры-организатора указали 664 специалиста (83 %), возможность пользоваться библиотекой отметили 608 человек (76 %).

По оплате труда было обращено внимание на оплату командировочных расходов сестрам-руководителям (необходимым посчитали 544 медицинские сестры — 68 %) и получение процента с прибыли по платным медицинским услугам (отметили 496 респондентов — 62 %).

Наиболее распространенными социальными благами, которыми должны пользоваться главные медицинские сестры, по мнению респондентов, стали: оплата фирменной одежды (указали 440 человек — 55 %), компенсация расходов на питание (отметили 432 человека — 54 %) и материальная помощь (необходима по мнению 400 человек — 50 %).

Социальные гарантии дают возможность руководителю избежать перемещений с одного рабочего места на другое, мотивируют специалиста к выполнению своих управленческих функций, в большинстве случаев удерживают от увольнения по собственному желанию. К наиболее важным социальным гарантиям для главной медицинской сестры были отнесены: ежегодный отпуск (отметили 736 человек — 92 %), оплата больничных листов (указали 728 респондентов — 91 %), получение пособия в случае смерти (важны для 704 человек — 88 %) и пособия в случае увольнения по сокращению штатов (актуальны для 664 человек — 83 %).

В результате анализа полученных данных мы имеем следующие данные построения рабочего места главной медицинской сестры различных лечебно-профилактических учреждений (см. таблицу).

Медицинские организации сумеют выжить, если руководящий персонал сможет правильно и своевременно оценивать окружающий мир и тенденции общественного развития. Кадровая политика в настоящее время должна полностью совмещаться с концепцией развития медицинской организации [3].

ВЫВОДЫ

Таким образом, модель рабочего места главной медицинской сестры представляет собой следующий портрет: это специалист женского пола в возрасте от 30 до 40 лет, при этом семейное положение, как и социальное, значения не имеют; желательно обаятельной внешности, справедливая, порядочная и воспитанная, не лишенная доброжелательности, пунктуальная и внимательная; на руководящем посту достаточно пользы принесет сангвиник с высоким уровнем интеллекта, который имеет достаточные знания по психологии, управлению, законодательству и педагогике; имеющий практические навыки в области работы с людьми, в разработках программ обучения медицинских сестер и навыках владения компьютером; соответственно с высшим образованием, повышающий квалификацию как по сестринскому делу, так и по управлению; имеющий физическую и психическую оценку «практически здоров»; достаточно владеющий литературными познаниями; имеющий отдельный кабинет со служебным телефоном и компьютером и возможность пользоваться библиотекой; имеющий возможность оплачивать свои командировочные расходы и получать процент с прибыли по платным медицинским услугам; кроме того, оплачивать фирменную одежду и иметь социальные гарантии по ежегодному отпуску, оплате больничных листов и получению пособия в случае увольнения по сокращению штатов.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The author declares no conflict of interest.

Язык статьи:
Действия с выбранными: