По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Модель планирования пока не реализована

Управляющий директор «Гипрогор» Елена ЧУГУЕВСКАЯ много лет занимается вопросами стратегического планирования и пространственного развития территорий. Есть в прогнозах современных аналитиков по градостроительству что-то, что ее заряжает оптимизмом. Во-первых, это направление в федеральной повестке, которое очень долго развивали и коллеги-градостроители, и Союз строителей, — малоэтажная Россия. Очень позитивно, что появляются и ипотека для ИЖС, и благоустроенные пространства между индивидуальными домами. Есть отдельное исследование о том, какой архитектурный облик должна иметь малоэтажная застройка. Если с этим не разобраться на начальном этапе, всё может превратиться в хаос. Вторая тема, которая кажется интересной, — совершенствование института территориального планирования с учетом его цифровизации. К переходу на цифровые инструменты моделирования надо учиться и развивать это направление. То есть не цифра ради цифры, а цифра как инструмент архитектора. Третья тема — пространственное планирование, и очень важно, что об этом стали говорить много, толково и активно. Пока только формируется пространственное сознание. Наступят времена, когда Россия придет к необходимости такого понятия, как единое пространство всех государственных территорий. Поэтому тема единого ментального пространства тоже объемная, крайне сложная и важная.

Наш собеседник — управляющий директор Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Елена ЧУГУЕВСКАЯ. Много лет она занимается вопросами стратегического планирования и пространственного развития территорий.

— Елена Станиславовна, как бы вы охарактеризовали сегодняшнее развитие градостроительной отрасли в России?

— Безусловно, прогресс есть, и мы не стоим на месте. Но я бы не назвала это развитием линейного порядка: в нем нет преемственности, которая поддерживала бы особенности российской градостроительной школы. Нынешнюю ситуацию скорее можно рассматривать как тенденцию максимального сокращения градостроительных процессов или же как некую апелляцию к западному урбанизму. Мы начинаем упрощать или даже ликвидируем целые цепочки когда-то отлаженной структуры, «выплескивая с водой ребенка», то есть упуская главное. А ведь отечественная градостроительная школа всегда славилась принципом «от общего к частному».

По уровню детализации проектной документации мы идем, если можно так сказать, сверху вниз, начиная от генеральной схемы расселения и заканчивая проектом планировки. И сейчас во многом утрачен этот базовый принцип, следуя которому мы от общего видения пространства страны переходим к территории конкретного земельного участка. Также утрачен баланс интересов между всеми участниками градостроительного процесса. Он необходим, чтобы привести к общему знаменателю межведомственные и девелоперские запросы, не допуская их доминирования над интересами жителей.

Сейчас мы пытаемся восстановить этот баланс, но время упущено: в организации среды жизнедеятельности произошли существенные изменения — и ситуационные, и правовые, и геополитические. Но нет открытой дискуссии о том, как надо проектировать эту среду в XXI веке. Начиная с конца 1990-х практически более 20 лет мы благополучно переносили на российскую территорию заимствованный зарубежный градостроительный опыт. Забывая при этом собственные разработки, которые учитывают и наши пространства, и ментальность, и традиции проектирования жилой застройки.

Для Цитирования:
Модель планирования пока не реализована. Глава местной администрации. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: