По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Модель оценки транспортно-технологических машин

Х. А. Фасхиев д-р техн. наук, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Российская Федерация. E-mail: faskhiev@mail.ru

Разработан алгоритм трехступенчатой оценки с целью выбора транспортно-технологических машин по таким критериям, как экономическая эффективность, качество, конкурентоспособность. Приведен пример выбора строительных самосвалов для заданных условий эксплуатации.

Литература:

1. Фасхиев Х.А., Валеев И.Д. Динамический метод оценки экономической эффективности грузовых автомобилей // Грузовик. — 2007. — №6. — С. 18-23.

2. Фасхиев Х.А. Выбор коммерческих автомобилей в целях повышения эффективности эксплуатации парка. М.: ИНФРА-М, 2024. 292 с.

В эффективности деятельности предприятий транспортного, дорожно-строительного комплекса особую роль играют такие факторы, как уровень менеджмента; рациональная организационная структура; состав и состояние парка транспортно-технологических машин (ТТМ); развитость системы техобслуживания и ремонта; квалификационный уровень машинистов, водителей и ремонтного персонала; дисциплина на предприятии; местонахождение предприятия; применение передовых методов организации работ и т. д. Среди множества факторов наиболее весомым является структура и состояние парка транспортно-технологических машин. Структура парка должна максимально соответствовать спросу со стороны клиентов на транспортно-технологические операции. В строительном комплексе, особенно в дорожном строительстве ТТМ используются очень интенсивно, степень износа превышает 12% в год. В настоящее время степень износа дорожно-строительной техники в России составляет более 60%. Изношенность техники приводит к чрезмерным простоям их в техническом обслуживании и ремонте. Физический износ транспортных средств влечет за собой рост издержек и снижение уровня безопасности транспортного процесса. Обновление парка позволит существенно повысить эффективность работы, улучшить финансовое положение предприятий дорожно-строительного комплекса. В ходе решения проблемы обновления парка особую актуальность приобретает наличие надежного инструмента выбора ТТМ с целью приобретения.

Анализ методов выбора ТТМ показал:

1) при приобретении ТТМ оценка его эффективности за жизненный цикл производится недостаточно;

2) сравнительная оценка моделей-конкурентов часто сводится лишь к определению их технического уровня;

3) известные подходы оценки технико-экономической эффективности ТТМ несовершенны;

4) нет комплексной оценки, учитывающей экономические и технические показатели ТТМ;

5) показатели, ранее используемые для определения экономической эффективности ТТМ, устарели;

6) многие показатели, используемые при оценке экономической эффективности, основаны на нормативах и не дают правильного результата при сравнении аналогичных машин;

Для Цитирования:
Х. А. Фасхиев, Модель оценки транспортно-технологических машин. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: