По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Модель формирования процентной ставки по потребительскому кредиту

Ю. Л. Бачурина ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36, e-mail: julija-bachurina@mail.ru

Процентная ставка по кредиту, выдаваемому на любые бизнес-цели юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, формируется из трех составляющих. Это стоимость привлекаемых ресурсов, наценка за риск и прибыль банка. В статье рассматривается методика моделирования процентной ставки по потребительскому кредиту.

Литература:

1. Муртузалиева С. Ю. Использование модели creditgrades для управления кредитным риском // Валютное регулирование. Валютный контроль. — М.: Панорама, 2018. — №4. — С. 57–66.

2. Ольшаный А. И., Ищенко Е. Г., Алексеева В. И. Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт. — М.: Центр, 2013. — 291 с.

3. Полищук А. И. Кредитная система: опыт, новые явлении, прогнозы и перспективы.— М.: Финансы и статистика, 2005.

Любой коммерческий банк и его структуры, отвечающие за качественное ценообразование, работают в условиях неопределенности, когда влияние тех или иных факторов оценивается на уровне субъективного восприятия. Большая часть решений по ценам принимается при отсутствии достоверной информации о степени воздействия как внутренних, так и внешних факторов.

В настоящее время по целому ряду вопросов банковского ценообразования отсутствуют научно обоснованные и апробированные на практике подходы и рекомендации по количественной оценке внутренних и внешних факторов. В экономической литературе нет ни общего подхода, ни общей концепции системы количественных оценок ценообразующих факторов на рынке банковских услуг. В связи с чем в качестве рекомендации по совершенствованию и развитию системы ценообразования ПАО «Сбербанк» была разработана модель формирования процентной ставки по потребительскому кредиту на основе классификации и оценки ценообразующих факторов с использованием кластерного подхода, что позволяет оценить влияние каждого отдельного фактора на процентную ставку по кредиту и определить направление ее изменения в прогнозном периоде. Следует отметить, что модели подобного рода уже были описаны в некоторых научных трудах. К примеру, схожая модель была использована Люкшиным А. М. для оценки курсообразующих факторов и прогнозирования среднегодового номинального курса доллара США к российскому рублю. Однако необходимо подчеркнуть, что применительно к банковской сфере данная методика используется впервые.

В качестве объекта исследования в данной модели был выбран рублевый потребительский кредит без обеспечения ПАО «Сбербанк», однако данная модель может быть применена по отношению практически к любому банковскому продукту любого банка, естественно, при наличии необходимых для построения статистических и аналитических данных.

Модель концепции прогнозирования направления изменения процентной ставки и оценки факторов через кластерный подход имеет следующий вид:

Для Цитирования:
Ю. Л. Бачурина, Модель формирования процентной ставки по потребительскому кредиту. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: