По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Модель формирования эффективного парка подвижного состава

Х. А. Фасхиев д-р техн. наук, проф. кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, ФБГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; п роф. кафедры прикладной гидромеханики ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», e-mail: faskhiev@mail.ru

Предложена модель формирования эффективного парка грузовых автомобилей. В роли основного оценочного критерия подвижного состава выбрана чистая текущая стоимость. На основе свойства аддитивности данного критерия она применяется и при оценке эффективности всего парка подвижного состава. Разработан алгоритм расчета денежных потоков и чистой текущей стоимости грузового автомобиля за период его эксплуатации.

Литература:

1. Парк транспортных средств в России: что изменилось за 10 лет? URL: https:// www.autostat.ru/infographics/37990/ (дата обращения: 28.02.2020).

2. На рынке перевозок. Почти без перемен. URL: https://pandia.ru/text/78/062/100639. php (дата обращения: 28.12.2019).

3. Фасхиев Х. А., Костин И. М. Обеспечение конкурентоспособности грузовых автомобилей на этапе разработки. — Набережные Челны: Изд-во Камского политехнического института, 2001. — 349 с.

4. Фасхиев Х. А., Нуретдинов Д. И. Расчет производительности грузового автомобиля // Грузовик. — 2004. — № 2. — С. 20–22.

В результате масштабных преобразований в социально-экономической жизни общества в 1990 гг. хозяйствующие субъекты в России столкнулись с неотъемлемой атрибутикой рыночной экономики — конкуренцией. Являясь естественной движущей силой в обществе, она вынуждает менеджмент компаний постоянно искать новые пути для самореализации, искать более эффективные инструменты достижения конкурентных преимуществ.

Ужесточение конкуренции напрямую коснулось одной из наиболее важных инфраструктурных отраслей экономики — транспортного комплекса. Наиболее жесткая конкурентная борьба развернулась на рынке услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Дело в том, что этот вид транспорта, во-первых, практически полностью находится в частной собственности, а во-вторых, наиболее полно соответствует требованиям рынка, в-третьих, вход в рынок автомобильных перевозок не требует больших инвестиций. Перевозки автотранспортом высоко востребованы хозяйствующими субъектами различных отраслей экономики и различного масштаба бизнеса, как крупнейшими предприятиями, так и малыми предприятиями, индивидуальными предпринимателями. В России 2019 г. 68 % грузов и 59 % пассажиров были перевезены автомобильным транспортом. Автотранспорт, как правило, осуществляет перевозки на небольшие расстояния, обеспечивает 5 % грузооборота транспортного комплекса, а также 23 % пассажирооборота транспорта общего пользования. За период с 2009 по 2019 гг. парк автомототранспортных средств страны увеличился с 43,2 млн до 57,5 млн т. е. на 33 % [1]. В структуре автопарка страны в 2019 г. 75,7 % приходится на долю легковых, 13,7 % — грузовых автомобили, 0,7 % — автобусы и 9,9 % — мотоциклы и прицепы. На 1 тыс. чел. в России приходится 298 легковых автомобилей, что в два раза ниже достигнутого уровня стран ЕС.

Успех хозяйствующего субъекта автотранспортной отрасли в существенной степени зависит от состояния и приспособленности его парка подвижного состава рыночным требованиям. В связи с тем, что управленческая проблема формирования эффективного парка подвижного состава автотранспорта как в научном, так и в практическом аспекте не полностью решена, обозначенная тема является актуальной.

Для Цитирования:
Х. А. Фасхиев, Модель формирования эффективного парка подвижного состава. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: