В результате масштабных преобразований в социально-экономической жизни общества в 1990 гг. хозяйствующие субъекты в России столкнулись с неотъемлемой атрибутикой рыночной экономики — конкуренцией. Являясь естественной движущей силой в обществе, она вынуждает менеджмент компаний постоянно искать новые пути для самореализации, искать более эффективные инструменты достижения конкурентных преимуществ.
Ужесточение конкуренции напрямую коснулось одной из наиболее важных инфраструктурных отраслей экономики — транспортного комплекса. Наиболее жесткая конкурентная борьба развернулась на рынке услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Дело в том, что этот вид транспорта, во-первых, практически полностью находится в частной собственности, а во-вторых, наиболее полно соответствует требованиям рынка, в-третьих, вход в рынок автомобильных перевозок не требует больших инвестиций. Перевозки автотранспортом высоко востребованы хозяйствующими субъектами различных отраслей экономики и различного масштаба бизнеса, как крупнейшими предприятиями, так и малыми предприятиями, индивидуальными предпринимателями. В России 2019 г. 68 % грузов и 59 % пассажиров были перевезены автомобильным транспортом. Автотранспорт, как правило, осуществляет перевозки на небольшие расстояния, обеспечивает 5 % грузооборота транспортного комплекса, а также 23 % пассажирооборота транспорта общего пользования. За период с 2009 по 2019 гг. парк автомототранспортных средств страны увеличился с 43,2 млн до 57,5 млн т. е. на 33 % [1]. В структуре автопарка страны в 2019 г. 75,7 % приходится на долю легковых, 13,7 % — грузовых автомобили, 0,7 % — автобусы и 9,9 % — мотоциклы и прицепы. На 1 тыс. чел. в России приходится 298 легковых автомобилей, что в два раза ниже достигнутого уровня стран ЕС.
Успех хозяйствующего субъекта автотранспортной отрасли в существенной степени зависит от состояния и приспособленности его парка подвижного состава рыночным требованиям. В связи с тем, что управленческая проблема формирования эффективного парка подвижного состава автотранспорта как в научном, так и в практическом аспекте не полностью решена, обозначенная тема является актуальной.