По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.7 DOI:10.33920/nik-02-2403-04

Мода и Телесность как универсальные категории культуры XXI века. Материалы для курса «Теория и история моды»

Сапожникова Виктория Станиславовна кандидат культурологии, выпускница кафедры философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, sivika@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6811-4846

Великие дизайнеры обращаются к теме телесности и черпают в ней вдохновение для своих коллекций. Модельеры, работающие в совершенно несхожих направлениях, пропуская моду телесности через призму своего таланта и мастерства, создают совершенно уникальные, не схожие между собой коллекции, предназначенные для широкой публики. Аззедин Алайя, Дольче и Габбана, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье, Тьерри Мюглер, Джон Ричмонд, Анна Суи, Джанни Версаче, Вивьен Вествуд и многие другие вдохновляются культурой «желания и соблазна», становящейся неиссякаемым источником для их творчества. Статья представляет материал для подготовки в рамках курсов «Теория и история моды», «История искусства», «История дизайна».

Литература:

1. Арнольд Р. Мода, желание и тревога. Образ и мораль в ХХ веке / Ребекка Арнольд. — М.: Новое литературное обозрение, 2016. — 176 с.

2. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 5-е. М.: Издательство ЛКИ, 2011. — 352 с.

3. Костина А.В., Кожаринова А.Р. Конструктивный социальный потенциал массовой культуры: Специфика проявления в информационном обществе. — М.: ЛЕНАЛЕНД, 2015. — 256 с.

4. Листер К. Удивительная история секса : взгляд сквозь века на одну из самых табуированных тем человечества. — М.: Эксмо, 2022. — 400 с.

5. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. Т.1.Кн. 1: Процесс производства капитала. Изд. стереотип. — М.: ЛЕНАНД, 2022. — 800 с.

6. Миллер Дж. Зигмунд Фрейд. Больше чем фетиш: мода и психоанализ // Осмысление моды. Обзор ключевых теорий. — 597 с. URL: https://kartaslov.ru/книги/ Осмысление_моды_Обзор_ключевых_теорий/4?ysclid=lslmcshrrw516813303

7. Сапожникова В.С. Трансформация функций моды в культуре. — М.: ЛЕНАНД, 2024. — 176 с.

8. Соболев Ю.В. Эстетическая природа фетишизма // Вестник Томского государственного университета. — 2015. — № 393. — С. 83–91.

9. Стил В. Фетиш: мода, секс и власть / Валери Стил; пер. с англ. Е. Демидовой — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 224 с.

1. Arnold R. Fashion, desire and anxiety. Image and morality in the twentieth century / Rebecca Arnold. — M.: New Literary Review, 2016. — 176 p.

2. Kostina A.V. Mass culture as a phenomenon of post-industrial society. Ed. 5th. — M.: LKI Publishing House, 2011. — 352 p.

3. Kostina A.V., Kozharinova A.R. Constructive social potential of mass culture: Specifics of manifestation in the information society. — M.: LENALAND, 2015. — 256 p.

4. Lister K. The amazing story of sex: a look through the centuries at one of the most taboo topics of humanity. — M.: Eksmo, 2022. — 400 p.

5. Marx K. Capital: Critique of Political Economy. T.1.Book. 1: The process of capital production. Ed. stereotype. — M.: LENAND, 2022. — 800 p.

6. Miller J. Sigmund Freud. More than a fetish: fashion and psychoanalysis // Understanding fashion. Review of key theories. — 597 p. URL: https://kartaslov.ru/books/Comprehension_of_fashion_Review_of_key_theories/4?ysclid=lslmcshr rw516813303

7. Sapozhnikova V.S. Transformation of fashion functions in culture. — M.: LENAND, 2024. — 176 p.

8. Sobolev Yu.V. The aesthetic nature of fetishism // Bulletin of Tomsk State University. — 2015. — No. 393. — P. 83–91.

9. Steele V. Fetish: fashion, sex and power / Valerie Steele; lane from English E. Demidova — M.: New Literary Review, 2014. — 224 p.

В 1974 году супружеская чета двух талантливых, творческих личностей — модельера Вивьен Вествуд и музыканта Малкольма Макларена — открыла обновленный бутик с откровенным названием «Sex» на Кингз-роуд. Антураж магазина, как и его ассортимент смело отсылали покупателей и обычных зевак в мир приватной частной жизни. Абсолютно все в этом бутике бросало вызов хорошему вкусу и британской чопорности с ее манерами и устоями. Само название магазина и его дизайн — стиль, фактура пластика, кричаще-розовый цвет — все это заявляло о желании уничтожить запреты на феномен телесности. Ребекка Арнольд в своей работе по исследованию моды заключает, что именно «бунтарский бриколаж панк-стиля в 1970-е разрушил утвердившийся кодекс сексуальной репрезентации» [1, c. 97]. С бутика на Кингз-роуд началась новая эпоха, но своего рода тесты на восприятие этой новой культуры уже предлагались массовому сознанию в небольших дозировках через сферу кинематографа. Обтягивающие, латексные комбинезоны можно было увидеть в британском шпионском телесериале «Мстители» 1961–1969 годов. Несмотря на общую элегантность сериала и работу Пьера Кардена, в фильм проникают костюмы из латекса, в которые облачена агент британской разведки Эмми Пил. Приключенческий фильм «Барбарелла», созданный по мотивам комиксов, демонстрирует космическо-футуристические костюмы художника Жака Фонтерея и модельера Пако Рабана. Их интерес к нестандартным материалам проявился в создании костюмов главных героев, одетых в пластиковые боди, платья-кольчуги и костюмы с прозрачными вставками. Публика не сразу приняла «Барбареллу», но позже фильм стал культовой классикой. Осознавая потенциал первых «вбросов» подобных модных образов в масскульт и их принятие аудиторией, данное направление стали поддерживать глянцевые журналы, модные фотографы и модельеры. Образность этой культуры отразил в своих съемках для модного глянца легендарный фешн-фотограф Хельмут Ланг. Появляется новый термин «фетишизм».

Отметим, что само понятие «фетишизм» наиболее подробно рассмотрено в рамках религиоведческого подхода, где оно обозначает одну из ранних форм религии и рассматривается, как поклонение материальным предметам (фетишам). В качестве фетиша могут выступать любые объекты, наделенные особой магической силой. Религиоведение относит к этой категории предметы из камня, кости, клыки и кости различных животных, части тела убитых врагов или умерших предков. В научных работах XIX–XX вв. такие ученые-антропологи, как : Л. Фробениус, Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Малиновский, А. Радклиф-Браун, Э. Тайлор, М. Мосс, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс рассматривали этот феномен, как форму анимизма. Открытие этой формы религии связано, в том числе, с процессом колонизации, где европейцам приходилось сталкивались с незнакомыми религиозными практиками. Допуская только понятное Христианство, миссионеры рассматривали иные формы религии исключительно как варварские, осуждая поклонение идолам как антропоморфным формам фетиша. Религиоведческий подход интересен тем, что здесь можно наблюдать, как определенный физический, неодушевленный предмет наделялся дополнительными качествами, необходимыми для поклонения и постепенно приближается к современным коннотациям этого понятия. В первой половине XIX значение термина стало активно расширяться, в результате чего им стали обозначать все, что по различным причинам становится «объектом иррационального поклонения» [9, c. 19].

Для Цитирования:
Сапожникова Виктория Станиславовна, Мода и Телесность как универсальные категории культуры XXI века. Материалы для курса «Теория и история моды». Ученый совет. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: