Статья поступила 23.06.2024 г.
The article was received on June 23, 2024.
Мобилизационные потенциал и возможности практически каждого современного суверенного, национального государства имеют свою историю, тенденции развития и связаны с историей строительства своего государства и его военной организации. Исследователь А.И. Колегов отмечает: «Мобилизационный потенциал всегда являлся составляющей частью строительства самих вооруженных сил государства, заставлял работать целый комплекс мероприятий по приведению в надлежащее состояние всех имеющихся ресурсов, сил и средств, в достижении в большинстве своем военных целей» [7, 90].
Однако, мобилизационные возможности государств формировались в различные исторические периоды своего развития и на них, зачастую, оказывали существенное воздействие военно-политические конфликты, через которые им доводилось проходить.
В этой связи, А. Березин замечает, «что современные мобилизационные системы возникли, прежде всего, во Франции после свершения Французской буржуазной революции конца XVIII века и последовавших после нее событий начала XIX века, которые привели к необходимости создания мощной регулярной национальной армии в силу того, что сохранялась угроза вторжений иностранных армий, защита от которых первое время не удавалась. В указанный исторический период регулярные армии европейских стран, как правило, были невелики своей численностью и составляли в основном воинские подразделения общей численностью в несколько десятков тысяч человек, за редким исключением — более ста тысяч человек.
Например, Франция, будучи достаточно ослабленным после революционных событий государством, поставила перед собой задачу превзойти любого противника количеством своих солдат. Так, при Наполеоне за тринадцатилетний период с 1800 по 1813 год удалось мобилизовать во французскую армию около 2,6 миллиона человек.
Современную мобилизационную систему для перехода от небольшой по количественному составу армии к развернутой армии военного времени разработали в Пруссии. Так, 10 дивизий мирного времени способны были превратиться в 30–40 дивизий военного времени за счет рассылок предписаний о мобилизации и необходимости прибытия в армию. Ярким примером такой всеобщей мобилизации можно считать 1870 год, позволивший немцам развернуть крупную армию, разгромить французов в Франко-прусской войне. Спровоцировавшие в 1870 году Франко-прусскую войну, сами не смогли провести быструю мобилизацию 250-тысячной армии для успешного вторжения и спокойного прохода до Рейна, несмотря на то что на тот период французская кадровая система допускала гораздо более быстрое сосредоточение войск, чем прусская система ландвера. Однако, к моменту начала Франко-прусской войны мобилизационная система Франции устарела и состоялись неудачные попытки разработки нового мобилизационного плана маршалом Ниэлем, суть которого состояла в отказе от мобилизационных тактик в пользу развертывания постоянных армейских соединений, годных как для мирного, так и военного времени. В конечном итоге, французская армия оказалась недоукомплектованной не только солдатами, резервистами, но и оружием, обмундированием, необходимым снаряжением, в результате чего, так называемая Рейнская армия отдала без боя стратегическую инициативу противнику» [2].